«У нас в Бресте есть памятники природы? Серьёзно? – удивился приятель моему вопросу, насколько интересна ему, как простому обывателю, затронутая недавно Александром Лукашенко тема сохранения деревьев. – И таблички стоят? Обязательно схожу посмотрю!»
В первых числах ноября 2017 года Александр Григорьевич неожиданно заявил: «Вы сажали эти деревья, чтобы их пилить? Каждый человек старается выйти, чтобы настроение у него было, на деревья эти посмотреть… вы у себя во дворе спилите вековое дерево и посадите там дерево с кукиш, и какая будет от этого польза… Надо прекратить этот разбой!»
А вот что написал примерно двумя годами ранее известный брестчанин Василий Сарычев, автор исторического цикла «В поисках утраченного времени»: «Когда-то, во времена мамы и папы, Брест считался самым зелёным городом Советского Союза.
Нет оснований сомневаться, что так было и до войны, и ещё раньше. А на нашем веку что-то произошло. Деревья стали пилить без жалости – по причине ли строительства, одряхления, нового эстетического вкуса…»
Беседа с Еленой Штык-Божко, Городским Лесничим, во время прогулки по улицам Бреста сама собой приобрела несколько исторический уклон – «отмотав» назад почтенный возраст рассматриваемых деревьев, невольно начинаешь задумываться над тем, какие события видела эта вишня или та аллея…
– Чтобы пройти по этому лесочку, нужны резиновые сапоги – там трава по пояс, мокрая после дождей, – заранее предупредила меня Лена. В высоких сапогах стали пробираться через осенние жёлто-коричневые заросли.
Лесопосадка находится рядом с улицей Трудовой, почти в центре треугольника, образованного улицами: Дубровская, Лейтенанта Рябцева и Катин Бор.
– Когда я впервые увидела этот необычный дуб посреди поляны, – рассказала Елена, – то подумала, что в него ударила молния, поэтому он потерял свою верхушку. Но когда показала дерево Игорю Корзуну (Городской Лесничий Минска), он сказал, что это языческий дуб, таких очень мало в Беларуси осталось. Дерево очень мощное и крепкое, думаю, ему около 100 лет.
- Интересная особенность, от которой вполне могут «зависнуть» юные натуралисты: мох на дереве растёт со всех возможных сторон света – не определить, где север, а где юг. Такое случается в густом лесу или сырых низинах.
Неподалёку растёт ещё один живописный долгожитель – тополь серебристый. С удовольствием погладили и гладкую кору грабов, которые «сплотились» посреди лесочка в своё небольшое сообщество.
– Возможно, раньше здесь был чей-то двор или усадьба: просматриваются ровные аллеи, растут плодовые деревья, – предположила Елена. – Наверняка существует какая-то интересная история об этой территории. Было бы замечательно получить информацию от специалистов-историков или воспоминания старожилов.
Лена Штык-Божко – тот самый человек, которому судьба деревьев по определению интересна и важна. Сейчас полным ходом идёт разработка Брестского «зелёного» прогулочного маршрута – по аналогии с ежегодным минским городским прогулочным марафоном. Если кто-то готов поделиться любопытными сведениями о том или ином дереве, о событиях, связанных с территорией, на которой оно произрастает, пишите на страничку БГЛ в Фейсбук, в Инстаграм или на почту lenashtyk@gmail.com.
Быть может, именно ваше любимое дерево станет одним из пунктов маршрута, а рассказанная вами история станет той самой легендой для следующих поколений брестчан. Сняв резиновые сапоги и вернув ногам «родную» обувь, мы отправились в самый центр Бреста – там находятся сразу два из семи имеющихся в городе памятников природы.
Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
На территории детского садика «Солнышко», расположенного по улице Карла Маркса, 20, есть особнячок, построенный в 20-х годах прошлого века, известный горожанам как «Домик Машерова».
Вот что пишет о домике и о находящихся в его дворе деревьях-памятниках Василий Сарычев:
«Он был построен в 1920-е годы известным в городе доктором и председателем Русского благотворительного общества Павлом Осиповичем Королем, чью роль в жизни Бреста трудно переоценить. Интересный человек, интересный домик – и сад должен быть соответствующим. Проверили – точно! Гигантский по размеру, со стволом метрового диаметра, замечательно красивый бук лесной, который мог появиться здесь только путём посадки в декоративных целях. Дерево восьмидесяти-девяноста лет от роду с изумительным стволом – светлым, ровным, без сучьев, с замечательно гладкой нерастрескавшейся корой. Тогда ещё не вошли в моду агрессивные северные дубы, которые стали активно рассаживать в городах в 60-е годы, а бук – дерево деликатное, интеллигентное.
Другая достопримечательность дворика, ныне относящегося к детскому саду, – птичья вишня того же возраста, один из самых крупномерных экземпляров в Беларуси. До сей поры плодоносит. Когда-то давным-давно этими ягодами лакомились сынишки доктора Коля и Игорь и супруга Софья Лазаревна».
После нескольких городских мониторингов, проведённых совместно с Игорем Корзуном, Елена Штык-Божко считает, что многие деревья Бреста действительно уникальны и вполне могут претендовать на статус памятника природы.
- Посмотреть месторасположение таких объектов можно на специальной карте, которую разработал Денис Тищук, студент географического факультета БрГУ имени А. С. Пушкина.
– Мы сделали эту работу в процессе реализации проекта «Брэст: Зялёныя карты», – рассказала Светлана Токарчук, доцент кафедры географии и природопользования педуниверситета. – Наши студенты также разработали зелёный веломаршрут по городу. Как оказалось, мы с Городским Лесничим параллельно ведём работу в одном направлении, поэтому решили объединить наши усилия и сейчас хотим вместе сделать карту Бреста, на которую все желающие смогут наносить потенциальные объекты, которые могут стать памятниками природы.
Следующим пунктом нашего маршрута стала Площадь Свободы. Примерно с 20-х годов прошлого века здесь стоят вдоль дороги красавцы-дубы – слева по ходу движения троллейбусов. Что видели эти деревья? Судите сами: дубам более девяноста лет, события почти целого века и жизни нескольких поколений прошли, война отгремела, а они всё это время молчаливо взирали на происходящее. Они видели, например, вот это затейливое крылечко, которое нам с вами доступно теперь лишь на старых фото Думской площади (прежнее название площади Свободы).
Держим путь в направлении Брестской крепости. Каштанам перед её Южными воротами, по предположениям Елены Штык-Божко, больше ста лет.
– Деревьям в таком возрасте необходим правильный уход, – считает Лена. – К сожалению, в Бресте очень многие деревья просто испорчены неправильной обрезкой, хороших специалистов нет. В самое ближайшее время Городской Лесничий запускает краудфандинговую кампанию по сбору средств на обучение работников коммунальных служб правильной обрезке деревьев. Очень хочется верить, что это начинание поможет Бресту возродить славу самого «зелёного» города.
Проходим в Южные ворота и движемся в направлении Холмских. Здесь обитают великаны-ясени – аллея вдоль дороги, одиночные деревья в глубине по обеим её сторонам, а чуть поодаль – тополь серебристый.
Как рассказала нам Алина Деревянко, сотрудница Фонда развития Брестской крепости, когда-то здесь, на территории монастыря Бернардинов, был ухоженный Итальянский монастырский сад размером в полтора-два гектара.
Затем началось строительство крепости, на этом месте обосновался кадетский корпус и возник Сад кадетского корпуса. Позже здание переоборудовали в госпиталь, соответственно сад преобразовался в аптекарский, начали выращивать фармацевтические травы.
На старых картах, хранящихся в архивах Фонда, эта местность густо покрыта зеленью. Остаётся только гадать, кем и когда были посажены те деревья, что сохранились до наших дней.
Завершающим пунктом нашего маршрута стали каштаны, растущие вдоль улицы ГОБК – там, где она проходит вдоль Центрального Парка, неподалёку от железнодорожного моста и улицы Ленина.
Как рассказала Елена Штык-Божко, высадка этих каштанов началась поляками. Сначала эта территория относилась к Брестской крепости, здесь был нежилой район, затем застроили улицу Леваневского (в те времена она носила название ул. Пулавского) и посадили деревья.
На старых польских картах Бреста улица носит красивое название Aleja Kasztanowa, то есть Каштановая Аллея.
С началом войны немцы привнесли на эту территорию совсем другие настроения…
Читаем у В. Сарычева: «Основным местом захоронения своих солдат немцы определили городской парк, переименованный в «Кладбище немецких героев»… Активно хоронить в парке начали с лета 1942-го – в основном это были умершие в госпиталях, куда доставляли раненых с фронта…Траншеи тянулись параллельно теперешней улице Ленина. Первоначально – в правой половине парка, от центральной аллеи до ограды со стороны ул. Каштановой». («В поисках утраченного времени», книга пятая).
Мы насобирали среди опавшей листвы по горсти каштанов – влажных, блестящих, приятных на ощупь. После такого природно-исторического экскурса начинаешь смотреть на свой город немного иначе, держа где-то в глубине души впечатления от созерцания, от соприкосновения с наследием, оставленным нам другими людьми, прожившими зачастую далеко не лёгкую жизнь.
Закончить репортаж хочется словами Василия Сарычева: «Рисуйте, фотографируйте, описывайте свой город, каким знаете его только вы, не торопитесь предать огню листы старых записей и альбомов для рисования. Как знать, сегодня это немногого стоящая забава, а послезавтра окажется СЛЕД НА ЗЕМЛЕ…»