Нулевой фон
До запуска станции возле БелАЭС был зафиксирован так называемый нулевой фон, то есть имеющийся уровень излучения, пишет Tut.by в репортаже с круглого стола под названием «Общественный контроль в атомной энергетике на примере Беларусской АЭС: «нулевой замер» и международная экспертиза материалов».
Измерения прошли в августе этого года, полные результаты будут в декабре, сообщает президент российского «Зелёного Креста» Сергей Барановский и уточняет: «Нулевой фон» зафиксирован и подтверждает данные государственного экологического мониторинга».
Исследование провели профессионалы, отмечает эксперт из Италии, член совета директоров компании Meatecs Франческо Вичинанца.
В исследования входили: полевая гамма-спектрометрическая съёмка по периметру БелАЭС, пробы почвы, растительности, пешеходная и автомобильная гамма-съёмка, исследование участков рек Вилия и Полпе, объясняет Алексей Екидин, директор российского агентства экологической безопасности «Альфа-Х91».
Алан Хасиев, председатель координационного совета межрегионального общественного экологического движения «Ока» из России, сказал, что их радиационные исследования полностью совпали с замерами, которые проводят на самой БелАЭС.
Виталий Малишевский, заместитель главного инженера БелАЭС, сказал, что сейчас на станции проводят комплексный экологический мониторинг и продолжат его, когда АЭС начнёт работу. Если надо – привлекут специалистов извне.
Реактор надёжнее, чем в Чернобыле
Олег Муратов, ответственный секретарь Северо-Западного отделения Ядерного общества России, сказал, что в 2008 году, выбирая блок атомной станции, Беларусь не зря остановилась на блоке ВВЭР-1200, потому что «технология ВВЭР позволяла модернизировать и осуществить дальнейшее улучшение этих энергоблоков». Так, по его словам, было сделано на АЭС Ловииса в Финляндии.
«Таких блоков с водо-водяными реакторами в мире более 400. И эти реакторы работают гораздо надёжнее, чем реакторы типа РБМК (такие реакторы были на Чернобыльской АЭС — прим. Tut.by), на которых я работал 47 лет», – говорит Владимир Кузнецов, председатель общественного совета по экологии и энергетике совета Висагинского самоуправления из Литвы.
Растут зарплаты и болгарский перец
Янко Янев, представитель Венского международного центра ядерной компетентности родом из Болгарии, с 1974 года работает в области ядерной энергетики и считает: в пользу проекта говорит то, что возле АЭС отлично растут зарплаты и болгарский перец.
«У нас в Козлодуй (город в Болгарии) работает станция уже 36 лет. Болгарский перец растёт со стороны станции perfecto (отлично – ред.), все крестьяне довольны. Это округ, где зарплаты на 40% выше, чем средние по Болгарии, безработицы нет».
Про perfect-ность и международные обязательства
Янко Янев говорит: все, что сделала Беларусь в плане атомной станции, соответствует международным отношениям. Россиянин Алан Хасиев считает, что Беларусь не только полностью выполняет требования МАГАТЭ, но и перевыполняет их.
«Про perfect-ность и международные обязательства — просто хочу напомнить, что в феврале в Женеве Конвенция Эспо признала, что Беларусь далеко не все свои обязательства выполнила. Спасибо», – скромно добавил в конце дискуссии Томас Битинас, второй секретарь посольства Литвы в Беларуси.
Речь о том, что стороны Конвенции Эспо (Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте) считают, что Беларусь нарушила Конвенцию, когда не обосновала окончательное решение избрать Островец в качестве площадки для строительства атомной станции.
Российское объединение «Ока» снова провело опрос
«Поддержка строительства беларусской атомной станции беларусами как на самой площадке, так и по всей территории Беларуси — 71%», – отмечает Алан Хасиев, председатель координационного совета межрегионального общественного экологического движения «Ока» из России.
Ссылаясь на социологический опрос в рамках экспедиции, он отмечает: было опрошено более 250 человек.
- Более 80% из них считают, что беларусская АЭС создаёт новые высокооплачиваемые рабочие места.
- 53% говорят, что существенного ухудшения экологии не предусматривается.
Открыты ли власти? За и против
Из опроса Алан Хасиев делает вывод о том, что общественность расположена по отношению к станции, а также добавляет, что к органам власти тоже, и что опрошенные очень хорошо осведомлены о том, что происходит на стройплощадке белорусской атомной станции.
Дмитрий Кучук, первый заместитель председателя Беларусской партии «Зелёные», сказал, что они не совсем согласны с утверждением, что экологическим организациям предоставлялась информация.
«Когда мы запрашиваем информацию, нам дают отписки. На АЭС в Островце не пускают ни журналистов, ни экспертов. Когда мы подъезжаем к воротам, выходит служба безопасности и запрещает нам фотографировать. Милиционеры спрашивают у журналистов аккредитацию и удостоверения», – так несколько лет назад он комментировал ситуацию для zautra.by.
В зарплаты верят меньше, чем раньше
Прошлый раз представители этого же общественного движения делали выводы на основе опроса 262 человек в 2016 году.
- Почти 90% респондентов считали, что АЭС будет способствовать созданию высокооплачиваемых рабочих мест.
- 62% заявили, что поддерживают строительство БелАЭС
Чуть позже, в 2017 году, подобный опрос с участием более 1000 респондентов провели по инициативе «Зелёной сети» в «Беларусской аналитической мастерской» Андрея Вардомацкого. Результат получился иным.
- Только 26,9% опрошенных относились к проекту положительно.
- 39,1% опрошенных ответили, что отрицательно относятся к проекту, потому что АЭС может быть небезопасной.
Таким образом, при прошлых опросах доля сторонников АЭС по версии двух организаций отличалась в два раза: 62% у «Оки» и 26,9% у «Беларусской аналитической мастерской». Выборка, на основании опроса которой сделаны выводы, – в четыре.
«На обсуждение было 5-7 минут»
«Если говорить об общем впечатлении [от круглого стола], то появились мысли, что общественные организации, которые делали замеры, связаны с «Росатомом». Было очень много популизма и общих фраз в их выступлениях, но не было конкретики. Их выступления были в основном рассказом о себе, – комментирует после круглого стола Дмитрий Кучук из Беларусской партии «Зелёные». – Что касается конкретики, то мы задавали вопрос, будет ли онлайн-мониторинг выбросов после запуска АЭС. Нам ответили, что такие сведения будут публиковать, но этим займётся Беларусская атомная станция. Есть подозрение, что это не будут результаты независимой экспертизы, а просто отчёты работников станции.
И второй важный вопрос, который мы поднимали – о том, появятся ли фильтры, которых не было в проекте вентиляционных шахт. Но, видимо, только после запуска АЭС мы увидим, будут выбросы или нет… Если запуск состоится.
Важным было выступление представителя литовской стороны [Томаса Битинаса] о том, что БелАЭС не соблюла процедуру выбора площадки для строительства. Ведь вся остальная дискуссия была в радужных тонах, участники говорили, что всё отлично.
Эти вопросы изменили тон мероприятия. Хотя времени на обсуждение было мало – буквально 5-7 минут оставалось до окончания работы выставки, вопросы задали только мы двое. После ещё один человек говорил о личных впечатлениях, а затем организаторы попросили освободить помещение.
Как такового обсуждения не было, был популизм».