Он напомнил, как лично перед камерами ездил в электромобиле, но не «не для того, чтобы показаться», и не для того чтобы «показать новый автомобиль».
«Нет, я подталкивал вас и все общество к тому, что на это надо ориентироваться», - заявил глава государства на совещании с руководством Совета Министров.
Также президент Лукашенко подчеркнул, что развитие электротранспорта в стране – это стратегическая задача, которая вытекает из строительства беларусской АЭС.
«Задача… сделать так, чтобы электрическая энергия для автомобилей была дешевле стоимости бензина и дизельного топлива. Тогда люди будут с удовольствием покупать автомобили на электрической тяге», - сказал Александр Лукашенко.
Впрочем, с таким ли удовольствием? По данным Минприроды, на начало 2020 года в Беларуси было зарегистрировано около 360 электромобилей, из них в Минске – более 200. В то же время в стране были обустроены 251 электрозарядная станция, пишет SB.by.
Количество зарядных станций в столице и за ее пределами постоянно растет. Их уже можно видеть во многих спальных районах города. И зарядить электромобиль уже сегодня значительно дешевле, чем залить полный бак топлива. При этом электрический личный транспорт в стране, считай, невидимка.
Причина? Все еще недостаточно развитая инфраструктура электрозарядных станций и непомерные ввозные пошли на электромобили. Что при дороговизне самих машин делает их абсолютно недоступными для большинства беларусов.
И да, руководство страны неоднократно заявляло о том, что ввозные пошлины на электрокары не просто уменьшатся, но станут равны нулю, но от Беларуси в этом вопросе мало что зависит.
Мешает Евразийский Экономический Союз, членом которого является наша страна, и который сначала сделал недоступными для простых граждан европейские подержанные авто, а после логично распространился и на электромобили.
Да, в 2020 году в ЕАЭС пообещали установить нулевую ставку на ввозе электромобилей на свою территорию, но пока таких преференций нет. И зарядные станции в спальных районах столицы остаются, в большинстве своем, невостребованными.
Даешь беларусский электрокар!
О том, что нулевые пошлины – первый и самый важный шаг в стимулировании развития рынка электромобилей говорил и председатель коллегии Европейской экономической комиссии Михаил Мясникович.
При этом вслед за президентом Мясникович предлагает делать ставку также и на производство в стране собственных электромобилей. Предполагается, что массовое производство беларусских электрокаров будет организовано на базе завода «БелДжи».
Тем более что первый электромобиль Geely марки Geometry A уже был замечен на минских дорогах. Правда, как заявляют на предприятии в массовое производство именно эта модель не пойдет.
Другие попытки произвести и, главное, вывести на рынок беларусские электромобили пока не увечались успехом. Так в 2018 году были представлены сразу два электрокара, которые потенциально могли стать любимцами потребителей – двухместный Zotye E200 (брат-близнец немецкого Smart) и седан Zotye Z500EV.
Оба собирались выпускать на заводе «Юнисон» под Минском. В итоге первую машину собрали в количестве 20 штук, но была продана лишь одна, и та куплена за деньги Глобального экономического фонда и подарена больнице в Ивье. От выпуска второй модели и вовсе было решено отказаться.
Напомним, что указ о стимулировании использования электромобилей в стране Лукашенко подписал еще летом 2018 года. Документ предусматривает меры, направленные на стимулирование спроса на электромобили, а также создание зарядной и сервисной инфраструктуры.
В нем, в частности, предусматривается освобождение владельцев электромобилей от уплаты пошлины за выдачу разрешения на допуск электромобилей к участию в дорожном движении.
«Если и в самом деле и НДС и растаможка на электрокары будут отменены, я уверен, что наши жители это сразу оценят, – говорит руководитель проекта av.by Дмитрий Геранин. – Прогнозирую, что при таких изменениях в течение 2-3-х лет мы увидим на дорогах страны на порядок больше «электричек», чем есть сейчас».
По словам эксперта, Беларусь – идеальная страна с точки зрения расстояний для перемещения на электрическом транспорте.
«А с учетом декларированных изменений с сетями зарядных станций я сам готов пересесть на электрокар, – говорит Дмитрий Геранин. – Поэтому я тут испытываю осторожный оптимизм и держу пальцы скрещенными. Прогресс невозможно остановить, можно либо ему следовать, либо остаться на обочине».
У них – тоже не ах!
По оценкам европейских производителей электромобилей, к 2030 году они будут нуждаться в 2,8 млн. зарядных станций. На данный момент в ЕС их нет даже 145 тысяч. Причем, три четверти из тех, что есть, расположены всего в четырех из 28 стран ЕС – Германии, Великобритании, Франции и Нидерландах
При этом крупнейший в мире производитель автомобилей VW планирует постепенно прекратить производство двигателей внутреннего сгорания с 2026 года. Группа VW с 12 марками, в которую входят Audi, Porsche и Bentley, планирует представить к 2028 году почти 70 полностью электрических моделей по всему миру и продать 22 млн электромобилей в течение десятилетия. К 2050 году они планируют стать полностью углеродно-нейтральными.
Daimler также пообещал в этом году сделать весь парк Mercedes-Benz углеродно-нейтральным к 2039 году.
Германии необходимо 7 миллионов электромобилей и гибридных автомобилей к 2030 году, чтобы достичь поставленных целей по вредным выбросам и избежать штрафов. Но на сегодняшний день на дорогах Германии всего около 480 тысяч электромобилей и гибридных транспортных средств.
Проблемы – похожи, решения – другие
Главные препятствия в невысоком спросе на электромобили в ЕС – все те же. Речь, прежде всего, о высоких ценах на новые электрокары, ограниченном емкостью батареи запасе хода и слабо развитой инфраструктуре.
Чтобы переломить ситуацию многие страны ЕС вводят дополнительные финансовые стимулы для тех, кто покупает электрокары.
Так, например Германия по согласования с автоконцернами, ввела скидку на покупку электромобилей в размере шести тысяч евро (для тех, кто приобретает автомобиль дешевле 40 тысяч евро) и в размере пяти тысяч евро (для тех, кто покупает электрокар ценой от 40 до 60 тысяч евро).
Существуют также выплаты покупателям гибридов. Для машин в диапазоне 40 000 евро и меньше стимулы– 4,5 тысячи евро.
Соседка Беларуси Украина на сегодняшний день является шестой страной в Европе по темпам роста рынка электромобилей. По стране уже ездят более 15 тысяч таких машин и их число растет.
Львиную долю (91%) первичного рынка электромобилей сформировали машины, которые были в эксплуатации. Лидером в части легковых электрокаров остается Nissan Leaf. С января по июнь 2019 года 1550 автомобилей этой модели получили украинские номера.
Это случилось, в первую очередь, благодаря отмене налогов на ввоз электромобилей, а также развитию инфраструктуры.
С 1 января 2020 года в стране вступил в силу новый закон о «зелёных номерах» для электромобилей, который предусматривает не просто идентификацию этого транспорта на дорогах, но выделение для электрокаров отдельных мест на парковках, например.
Согласно новым нормам, в Украине появилось обязательное требование к оборудованию зарядками для электрокаров минимум 5% машиномест на парковках строящихся или реконструируемых зданий.
В административный кодекс Украины предлагается также ввести штраф в размере 340-510 гривен за остановку или стоянку авто на месте для электромобилей.
Еще одна соседка Беларуси – Латвия – также стимулирует рынок электромобилей в стране за счет различных льгот и преимуществ.
Так, например, первичная регистрация электромобилей в стране бесплатная. Кроме того, с них не надо платить налог на эксплуатацию транспортного средства, снижена налоговая ставка на принадлежащий предприятиям электрический легковой транспорт.
Электромобилям в Латвии разрешено передвигаться по полосам общественного транспорта, а на муниципальных автостоянках Риги и Лиепаи можно ставить бесплатно. Кроме того, с электромобилей не берут плату за въезд в курортную Юрмалу.