«Когда началось сокодвижение, через эти отверстия деревьям сделали «инъекции» какого-то ядохимиката, – предполагает Николай Мелешко, унаследовавший дедовский дом. – Такой очень издевательский современный способ уничтожения. Обидно: липы посажены ещё до войны прадедом…»
Белая – типичная пущанская деревня с несколькими десятками подворий. Со всех сторон окружена лесом, через который ведёт грунтовая дорога. На въезде – «офис» Белянского лесничества Беловежской пущи. И липы… Много лип.
Старожилы рассказывают: их ещё «за польским часом», где-то между двумя войнами, посадили ученики местной школы. Кто был инициатором и где взяли саженцы, никто уже не скажет, но привезли их много. Молодые деревца высадили вдоль главной улицы, на въезде в деревню и по дороге, ведущей к церкви. И возле каждого поставили табличку: посажено таким-то учеником. Мол, с него и спрос, если липка засохнет. Но дети ухаживали за саженцами старательно, и все деревца прижились. Уже и церкви в деревне давно нет, и школа закрылась, а липы растут до сих пор. Крепкие, раскидистые. И, когда зацветают, всю деревню окутывает тонкий, волшебный аромат…
Кому понадобилось убивать два здоровых и сильных дерева? У жителей деревни соображения на этот счёт наверняка есть, но делиться ими с чужими людьми они не хотят. Никому вроде липы не мешали, ни на чьи грядки тень не бросали. Правда, в разговоре с журналистом кто-то мимоходом вспомнил, что два года назад во время грозы в доме неподалёку сгорела бытовая техника. Вдруг высокие деревья молнии притянули? Но и дом тот не совсем рядом, и живут в нём уважаемые люди. Разве станут такие мелким вредительством заниматься?
Расстроенный гибелью деревьев Николай Мелешко написал заявления в милицию и областной комитет по охране природы с просьбой разобраться. Там, как и положено, отреагировали и провели проверку.
«В действиях неустановленного лица, уничтожившего две липы, усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.22 КоАП (незаконное уничтожение деревьев и кустарников… на землях населённых пунктов), – говорится в официальном ответе из РОВД. – Проведёнными розыскными мероприятиями установить лицо, уничтожившее эти деревья, не представилось возможным, в связи с чем дело об административном правонарушении нами прекращено».
Если нынешней весной липы каким-то чудом не пробудятся к жизни, их наверняка придётся спилить. Чтобы, засохнув окончательно и превратившись в аварийные, не рухнули под порывом ветра на чью-нибудь голову.
«Не хочется этого делать, – признается Мелешко. – Это как на память прадеда руку поднимать».
Но у кого-то же, просверлившего в липах полтора десятка отверстий, рука не дрогнула…