10.05.2019 / 12:05

Герои очередной статьи из цикла о людях «эко» – семейная пара. Анатолий и Дарья Орловы – ландшафтные художники, они не видят своей жизни без растений и многое делают для того, чтобы их город стал похож на цветущий сад.

Анатолий. Баба Маша с дубинкой и девочка с палочками

В детском садике во время прогулки я уходил от остальных детей в кусты и втыкал веточки в землю, хотел, чтобы они проросли. Это интересовало меня гораздо больше, чем «организованные» игры.

Мне никогда не хотелось спать во время тихого часа, но приходилось притворяться – неспящим «прилетал» удар гимнастической пластиковой палкой от «надсмотрщицы» бабы Маши.

Позже у меня родилась такая концепция: жизнь – это тихий час в детском саду. Дети пытливые, у них много энергии. Они не желают спать днём, им интересно всё исследовать – поэтому существует «баба Маша» с дубинкой, которая лупит тех, кто не хочет спать вместе со всеми или притворяться…

Лет до 12 я помогал родителям на даче и думал: что-то здесь не так. Грязная одежда, вечные тяпки… выращиваешь помидоры, а потом тачками их выкидываешь из-за фитофторы… Бессмысленно и безрадостно.

Когда подрос, понял, что для мужчины важно найти дело, которое приносит радость и будет для него значимым, а потом найти для этого дела место приложения. Женщина рожает детей, это её продолжение. А мужчине нужно придумать какое-то полезное дело, чтобы подтвердить, что он не трутень на этой земле.

Я вспомнил, как втыкал в землю палочки и решил: вот оно, дело моей жизни. Я буду его делать, а потом придёт девочка, которой это понравится, и мы будем проращивать наши «палочки» вместе. И такая девочка пришла. Вот так я обрёл своё мужское счастье.

 

Дарья. Секрет райского сада и рекламы гамбургеров

Когда в детстве мы с родителями выезжали на базу отдыха в сосновый лес, я каждый раз думала: «Почему люди не строят себе дома здесь, зачем они сидят в городе в бетонных коробках?»

Не хотелось возвращаться из прекрасного леса, пахнувшего тёплой хвоей, домой, в Минск.

Так получилось, что в 9 класс я пошла в Праге. Дорога от дома до школы проходила мимо леса, и во время цветения это было нечто: розовые, жёлтые, голубые брызги цветов на деревьях. Вся Чехия весной – это такое настроение, столько эмоций!

И я опять думала: «Почему же у нас такого нет? Почему в наших городах не сажают такую красоту?»

Да, в Европе много старинных зданий, интересной архитектуры, но, на мой взгляд, самый большой эффект дают именно растения. Можно приехать в любую страну, ходить по улицам, рассматривать достопримечательности, не обращая внимания на деревья и цветы, но их присутствие чувствуется даже незримо.

Понятие «райский сад» связано с деревьями, а не с архитектурными сооружениями, какими бы они ни были прекрасными. На рекламных проспектах турагентств счастливые отдыхающие лежат под пальмами, а не среди пустыни.

Даже когда рекламируют гамбургеры, на котлету кладут салатный лист и насыпают зелень, чтобы у человека подсознательно срабатывал рефлекс: это вкусно. Я поняла, что человеческое блаженство связано именно со слиянием с живой природой.

Не зря дети тащат домой хомяков, котят и попугаев, сажают в горшочки косточки от лимонов или хотят сами вырастить ананас. Я тоже начинала с лимонных косточек и розмарина на подоконниках, а потом стала изучать органическое садоводство.

 

Анатолий. Городские деревья стоят тысячи долларов, а детей надо учить простым вещам

Я получил 14-летнее художественное образование: школа изобразительных искусств в Бресте, «Глебовка» (художественный колледж им. А. К. Глебова), затем академия искусств в Минске. В 17 лет отец высадил меня на минской кольцевой и сказал: «Иди учись! Не поступишь – пойдёшь в армию».

Поступил, учился хорошо. Когда отец умер, пришлось зарабатывать самому, помогать маме. Ездил в Польшу, продавал картины. После окончания академии попал по распределению в Меднянскую среднюю школу (в агрогородок Медно Брестского района), где вплотную столкнулся с реалиями сельской жизни.

Потом какое-то время работал в БТИ оценщиком по деревьям. Там я понял, что деревья имеют немалую стоимость. Липа с толстым стволом стоит в городе 1000 долларов, а редкие деревья могут стоить и до 10 тысяч…

Четыре года я преподавал в Брестском политехническом институте (сейчас БрГТУ), создал в его внутреннем дворике первый в городе сад магнолий.

Сейчас мне 38 лет, Даше – 37. У нас есть гектар своей земли в 15 километрах от Беловежской пущи. Мы создали там питомник растений, в нашей коллекции более 600 видов. За семенами ездим в Сочи, Киев, Львов, на Сахалин, в Финляндию. Работаем над генетикой растений – это головокружительно интересно, очень захватывает.

В жизни мне нравится делать две вещи: воспитывать детей и выращивать деревья. Мои дети знают, что лягушка живёт в озере, а на цветок прилетает шмель; что яблоки растут на деревьях, а не в коробках в магазине; что коровы не фиолетовые, как изображают на шоколадках, что они пукают и плачут, как люди.

Моя задача – научить своих детей простым вещам: делать квас, выращивать ягоды, печь свой хлеб. Моя заветная мечта – создать в Бресте ботанический сад. Возможно, он будет расположен на территории Брестской крепости.

 

Дарья. Мёртвые картинки и соприкосновение с тайнами жизни

Я окончила в Минске академию искусств (БГАИ), выучилась на дизайнера. Но мне всегда были интересны растения и животные. Фотография или картина с течением времени не изменяются, а деревья растут, на них появляются цветы, прилетают шмели, бабочки, птички.

Раньше я рисовала проекты и думала: «Как круто, я сделала такую классную композицию!» Вешала на стену, смотрела на неё первую неделю с удовольствием. Потом появлялись мысли: можно было бы вот тут переделать… А ещё через неделю я понимала, что картинка мне уже надоела. Она жила только, когда я её рисовала, а сейчас она мёртвая…

С Анатолием мы познакомились в Минске на ярмарке: я хотела купить у него семена, начала расспрашивать, разговорились, познакомились. Потом я приехала к нему из Минска в Брест, закрутился роман, поженились. Сейчас у нас четверо детей.

Когда ходишь беременной, постоянно думаешь: каким он будет, этот ребёнок. Когда сеешь семена, всегда интересно, каким вырастет это растение. Для меня оба эти процесса – будто погружение в космос.

Муж любит большие деревья, у него взгляд художника. Раньше мне был непонятен дизайн дерева, Анатолий объяснил, как оно структурирует пространство.

Моя самая большая любовь – многолетние травы. Как женщине, мне интересно наполнить «нижний ярус». У меня целая коллекция шалфеев. Многие травы мы завариваем и пьём как чай.

Говорят, если ты решил заняться садоводством, то пропал – оно поглощает тебя навсегда. Думаю, секрет здесь в том, что при этом происходит соприкосновение с самой жизнью…

 

Анатолий. Садоводство спасёт мир

Почему у большей части горожан релакс происходит в основном в кафе? Потому что на улице неуютно. Отчего современные люди сидят на антидепрессантах, чего им не хватает? Может быть живой красоты?

Говорят, красота спасет мир. А кто спасёт красоту? И что такое красота, если не всё живое?

В Японии сакуры растут даже на кладбищах, японские дети видят падающие лепестки и понимают, что жизнь быстротечна, но человек после смерти не просто распадается на химические элементы – на планете остаются его дела, то, что он создал.

Если каждый посадит, условно говоря, по абрикосу у себя во дворе, представляете, каким станет городское пространство! Человек – как ребенок, он стремится к прекрасному, ему надо только дать образцы для подражания. Вот этим мы и занимаемся. Садоводство – лучшее занятие на земле! Если вся планета будет цвести, она будет живая.

 

Дарья. Маникюр vs беспросветность…

Пока мы с Анатолием не попали в деревню, я общалась в основном с художниками или близкими к искусству людьми. Мы говорили о культуре, философии, музыке, экологических движениях, о поисках ответов на глобальные вопросы.

Я была совсем молодой и наивной, мне казалось, что все остальные люди такие же, но вот мы приехали в деревню… и я поняла, что отрыв от цивилизации здесь просто огромен. Если со столетней бабушкой-соседкой у меня ещё находились общие темы для разговора, то с её дочкой – с опухшим лицом и пропитыми мозгами – говорить было не о чем.

Для меня стало открытием то, что, оказывается, в наше время есть огромный пласт людей, для которых главное событие года – забой свиньи, высшая радость в жизни – поход в ресторан быстрого питания, а поджог соседского сарая считается вполне нормальным поступком.

Мы живём в городе с маникюром и горячей водой в кране, а они ходят в робах – не понять, мужчина перед тобой или женщина. Мы покупаем в магазинах и на рынках еду, которую они выращивают, а они реально тяжело работают и бухают от беспросветности…

В старом деревенском доме, который мы с мужем купили, оказалось немыслимое количество ненужного хлама, мы сжигаем его уже третий год. Бывший хозяин, дед, складировал мешки с солью, рваные портянки… Зачем ему всё это надо было? И как вообще можно жить в таком хаосе?..

 

Анатолий. Ночные диверсии и силуэт города

В молодые годы я с упорством барана по ночам тайком сажал в Бресте сосны. Сил было много, спать не хотелось, дискотека и водка были не интересны, хотелось украсить свой город. Городскими службами мои действия рассматривались как диверсия – найти и обезвредить.

Это сейчас я понимаю, что сажал в основном не там, где надо – под светофорами, перед знаками. Город – это цельная система со сложной инфраструктурой, системой канализации, проводами – здесь нельзя незаконно ни сажать деревья, ни рубить. Но из высаженной сотни сосен 20 до сих пор растут…

Сейчас я сотрудничаю с главным архитектором Бреста, создаём силуэт города. Климат меняется, клёны и липы уже страдают от глобального потепления, поэтому будем сажать в городе южные жаростойкие породы: тамариски, платаны, софоры, альбиции, павловнии и т. д. Эти растения хорошо переносят воздействие промышленных газов, не подвержены заболеваниям, радуют глаз.

 

Дарья. Самозасевающиеся растения и персональная клубника

Мне нравится разводить редкие сорта овощей. Я ищу виды, которые сами засеваются, чтобы минимизировать время и силы на уход за огородом. Уже нашла семь таких растений.

Идея появилась, когда моя дочка стояла на грядке и ела помидор: по щекам на одежду потёк сок, я понесла её отмывать, а семена упали на землю. Через неделю они взошли. Мне стало интересно: можно ли создать какие-то условия, чтобы растения сами засевались. Ведь это помогло бы людям избегать ненужной работы.

Дети нам помогают, но мы не заставляем их – не хотим, чтобы они пахали и ненавидели это всё. Сын в 4 года посадил клубнику, для него это интересная игра: он наблюдает за ростом, ему нравится, что у него есть свой личный кустик ягод.

 

Анатолий. Тайна Моны Лизы и Вселенная под ногами

Мы с женой ведём экспериментальный тип хозяйства – дикий огород. Сажаем овощи и бахчевые культуры в лесу, всё замечательно растёт. Многие наши убеждения – просто мифы цивилизации. Говорят, планета не прокормит людей, а без нефти и газа мы все пропадём. Ерунда, при разумном подходе наша Земля прокормит всех!

В чём заключается тайна Моны Лизы? На эту картину смотрят миллионы людей, они заряжают её своим восхищением, вот она и светится. Вынеси шедевр из Лувра и дай какому-нибудь африканцу из племени, тот закроет ею курятник – для него в картине нет никакой тайны.

В чём заключается тайна сада? Первопечатник Франциск Скорина на старости лет сделался садовником у чешского короля. Почему с возрастом у людей возникает «дачный синдром»? Потому что земля под ногами расскажет больше, чем тысяча мудрецов, потому что в ней скрыта сумма всех Вселенских процессов…

 

Блиц-опрос

Вредные привычки:

Кофе, стараемся пить его без кофеина. Дома завариваем иван-чай и другие травы, но во многих кафе приятная атмосфера для встречи с друзьями за чашечкой кофе.

Если бы я решил(-а) написать книгу, она была бы про:

Анатолий: В своей голове я уже написал книгу про Беларусь под названием «Особенности выживания в одной отдельно взятой славянской стране». А свою биографию я пишу своими делами: я – садовник.

Дарья: Это был бы философский труд о зарождении жизни.

Любимое время года:

Анатолий: Здесь и сейчас.

Дарья: Всегда жду весну.

Домашние питомцы:

Мейн-куны, шиншиллы, белки, аквариумные рыбки, черепаха трионикс, куры, цесарки, козы, и скоро много кого появится ещё...

Спортивная активность:

Анатолий: Охота за растениями и семенами.

Дарья: Верховая езда.

Хобби:

Анатолий: Научные экспедиции, скульптура, искусство.

Дарья: У меня их много: занималась фотографией, скрапбукингом, украшениями ручной работы, керамикой, психологией, итальянской кухней, а сейчас сосредоточилась на самопознании и изучении вселенских законов.

Любимое блюдо:

Анатолий: Жареная картошка.

Дарья: Фрукты прямо с дерева.

Любимая страна:

Анатолий: Родная.

Дарья: Там, где я сейчас.

Место силы:

Анатолий: Мой источник силы у меня внутри. Родной хутор.

Дарья: Там, где можно побыть наедине с собой возле старых деревьев, особенно если где-то в горах.

Какой я папа/какая я мама:

Анатолий: Не образцово-показательный. Много вопросов к себе, как к родителю. Не получается проводить много времени с детьми.

Дарья: Мама я пока не идеальная, но я учусь.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость