Зелёный портал заехал в город накануне грандиозного музыкального события, который ежегодно собирает тысячи гостей из Беларуси и соседних стран.
На то, чтобы окинуть город беглым взглядом, – всего пару часов, потому решили взять гида из «местных» – редактора портала Braslaw.by Гальляша Сяляву. Встречаемся в теньке городского парка (по столичным меркам – сквера). Над головой шумят сосны, перед глазами – городской пляж и голубая полоса воды сливающаяся с небом.
Прямо у лавочки выстроились в ряд биотуалеты. Кажется, они сейчас – основные городские арт-объекты, ряды пластиковых туалетов плотными шеренгами стоят прямо вдоль трассы.
“На час фестывалю з’еду, - говорит Гальляш. – Тут будзе сапраўдны вэрхал. Мясцовыя хоць і кормяцца з турыстаў, усё ж такі звычайна некалькі дзён намагаюцца “пераседзець” у іншых месцах. Для браслаўчан турысты – бадай што адзіная стабільная крыніца заробку, не лічучы рыбалоўства".
В районе нет крупных промышленных предприятий, зато озёр – аж 130 квадратных километров. Не удивительно, что посмотреть на них, отдохнуть и душой и телом, едут туристы не только из Беларуси, но и соседних Литвы, Латвии, Польши, России.
“Для мясцовага люду турыстычны сезон сапраўды год корміць. Ліпень-жнівень усе толькі на іх працуюць, ну яшчэ на новых год сядзібы замаўляюць, у астатні час – ціш тут”, - распавядае Гальляш.
Кстати, наш гид говорит, что в небольшом Браславском районе работают около 300 агроусадьб. И если проехаться по району, то легко в этом убедишься.
Тянутся в район не только туристы, но и европейские инвестиции, в основном те, которые нацелены на устойчивое развитие и внедрение различных пилотных проектов.
Самый заметный региональный проект – «Браславский район – первый климатически нейтральный муниципалитет Беларуси». Его реализуют Браславский райисполком и Центр экологических решений, финансирует Европейский Союз. О чем свидетельствует билборд.
А также солнечные панели на уличных фонарях на площади у озера Дрывяты.
«Акрамя адмысловых сонечных панэляк, у нас мадэрнізавалі і старыя вулічныя фанары. Агулам больш за паўсотні з іх зараз с новымі светадыёднымі лямпачкімі. Канешне, людзі гэта заўважаюць, але самі такія панэлькі на дахі не ставяць і наўрадці маюць жаданне. Ашчадзіць грошы на сонечную панэль не кожны сабе дазволіць, хоць і ў перспектыве можна зэканоміць”, - ведет экскурсию Гальляш Сялява.
Между тем, как сообщает, сайт ЦЭР, каждая натриевая лампа в фонарном стобле Браслава потребляла 150 Ватт в час, новая светодиодная – всего 53. Это значит, что только на замене ламп Браслав будет экономить около 11 731 Киловатт-часов в год.
А вот этот проект вызывает у браславчан больше вопросов, чем одобрения и восхищения.
Около года назад для его реализации была огорожена значительная часть того самого городского парка. За забором появилась площадка для тенниса, скалодром, веревочный парк. Вот только калитка туда постоянно закрыта, говорит наш собеседник.
«Что, хотите попасть внутрь?» – раздается голос за спиной. Перед нами возникает молодой мужчина, по всей видимости, педагог местной гимназии, которая находится в непосредственной близости от закрытой территории парка.
«Да, а можно?» - робко спрашиваем мы.
«Ну, конечно нельзя. Тут же, понимаете, снаряжение нужно, инструктор… А его нет», - назидательным тоном отвечает мужчина.
«А где он?»
«Да и не было. Зато у нас тут соревнования проходят», - с гордостью говорит он и тут же убегает.
Еще один притягательный объект, построенный на европейские деньги, - парусная школа. Ее желтое здание возвышается на берегу озера Дрывяты.
«Палякі грошы далі, будынак ёсць, лодкі ёсць, а інструктара, зноўку такі няма, - говорит Гальляш. – Так і стаіць, чакае лепшых часоў”.
А здорово было бы по озерам под парусами походить. Впрочем, и на лодках тоже не плохо, с удочкой. Хотя для этого, разумеется, нужно купить специальное разрешение в Национальном парке «Браславские озера».
Местные такое разрешение тоже покупают, хотя когда-то речь шла о том, что им все будет бесплатно.
“Грошы невялікія, канешне, але часам людзі абураюцца. Бо шмат хто і з рыбы жыве. Вунь там, калі прайсціся да аўтавакзала, ёсць месца, дзе яе прадаюць”.
Подходим, и действительно в одном из павильонов висит сушеная местная рыбка. Вот только продавец-рыбак, едва завидев нас, сначала накидывается с традиционными вопросами про «лицензию на фото», а затем и вовсе прячется внутри.
«Рыбы, кажуць, усё меней у нас. Азёры зарастаюць, здаецца, з фермаў у іх трапляюць розныя хімічныя рэчывы, вось і цвітуць”, - рассказывает Гальляш.
Говорит, это не добавляет людям уверенности в завтрашнем днем. Многие, не видя перспектив, уезжают. Кто просто на заработки, а кто и насовсем. Хотя людей на улицах в будний день немало.
«Гэта ўсё турысты, адпачываючыя. Мясцовыя ці то на працы, ці то ў гародах корпаюцца. Моладзі ў нас няшмат. А актыўнай – і таго меней”.
Спрашиваем, что знает молодежь про климатическую нейтральность, про цели устойчивого развития, как вообще включается в проекты?
«Да хто туды ўключаецца, акрамя ўладаў? Іх цікаўнасць зразумелая, грошы прапаноўваюць еўрапейцы немалыя. Праекты прывабныя, але да ўдзелу ў іх рэалізацыі, не кажучы пра абмеркаванне, мясцовыя амаль не маюць дачынення, як на мой погляд. – говорит Гальляш. – Да і не зацікаўленыя ў гэтым улады. Нават у піяры гэтых праектаў не зацікаўленыя. Нічога распавядаць не хочуць. Пішу ім лісты, а ў адказ – цішыня”.