С производством шоколада и выращиванием какао-бобов связаны самые дикие истории дискриминации и нарушения человеческих прав. Шоколад имеет долгую историю использования принудительного труда во всем мире и на протяжении всей истории.
Казалось бы, это было возможно раньше, но что сейчас? Однако сейчас нешироко известен тот факт, что наше потребление шоколада по-прежнему основано на эксплуатации других людей. Даже сегодня крупные шоколадные компании эксплуатируют фермеров, выращивающих какао. Все мы знаем эти фирмы и любим их шоколад. Но каким образом они это делают?
Что не так с шоколадом?
Во-первых, работа с какао чрезвычайно трудоемка, и часто фермеры не обеспечены необходимыми удобствами для работы. У них ограниченный доступ к воде для гигиенических процедур, нет фильтрованной воды для питья, чистых помещений для приготовления пищи, закрытых от солнца зон для отдыха.
Кроме того, выращивание какао связано с очень нестабильным доходом. Фермерам не выплачивается заработная плата, поскольку какао является товаром с колеблющейся ценой в мировой экономике. Этот нерегулярный доход приводит к нестабильному источнику средств к существованию для фермеров и их семей. Что, собственно, и ведёт нас к причинам основной проблемы – использования детского рабского труда.
Общепризнано, что принудительный детский труд неэтичен, он является опасным для здоровья детей. Тем не менее настораживает не то, что детский труд используется в выращивании какао, а, скорее, степень эксплуатации детей. В целом нет ничего плохого, что дети помогают родителям в работе по мере их возможности. Однако многие из них младше 12 лет, не имеют из-за работы возможности посещать школу, при этом работают наравне со взрослыми по 12-14 часов.
Бедность приводит к тому, что у фермеров нет необходимых знаний или оборудования для повышения производительности своего труда. Старые деревья производят меньше бобов, но фермеры не могут позволить себе инвестировать в новые. Даже если они будут управлять своими фермами более профессионально, они всё равно не смогут избежать ловушки бедности. Им просто недостаточно платят за их какао.
Современное рабство, незаконный детский труд и крайняя нищета, по-видимому, являются симптомами лежащей в основе более сложной проблемы: экономическая модель какао-промышленности основана на максимальной прибыли. Отношения между производителем, покупателем и конечным пользователем далеко не равны. Этот непрозрачный способ ведения бизнеса позволяет очень легко избежать ответственности за злоупотребления в начале цепочки. В результате люди просто смиряются с неравенством и крайней нищетой, и ничего не меняется. Вернее, ничего не менялось, пока не появился Тони.
17 плиток шоколада и привезённые в суд рабы
В начале 2000-х годов в мире шоколада случилась совершенно безумная история. Голландский репортёр и писатель Тён ван де Кёкен (более известный, как Тони), работая над темой шоколадного бизнеса, выяснил, что крупные производители шоколада не особо шевелятся, чтобы как-то выполнять подписанный недавно протокол, который запрещал использовать рабский и детский труд при работах на плантациях какао.
Кажется, в обществе об этом говорили, принимали какие-то законы, но реально ничего не работало. Тогда Тони пошёл на безумный шаг – записал видео, где он съедает 17 плиток шоколада, а затем подал сам на себя иск в суд как на человека, который употребил нелегально произведённый продукт с использованием рабского труда.
Более того, Тони привез несколько бывших рабов с плантаций, которые работали там детьми, чтобы они дали против него показания в суде. К его большому разочарованию, Тони не признали виновным. Его преступление состояло в том, что он съел плитки шоколада, а этого было недостаточно. Дело получилось довольно громким, но никто из производителей шоколада не обратил на него внимания, провокация не сработала и это дело быстро замяли.
Шоколад без рабства возможен?
К концу 2005 года Тони решил изменить свою политику и вместо того, чтобы отчаянно убеждать производителей шоколада перестать использовать рабский труд, он основал собственный бренд шоколада – Tony's Chocolonely. В его производстве он решил использовать абсолютно прозрачную систему и, разумеется, не использовать рабский труд.
Через два года суд Амстердама признал шоколад Тони первым в мире шоколадом, который действительно не использует эксплуатацию людей. Все процессы выращивания, добычи, обработки, производства и продажи шоколада открыты и прозрачны. Бренд ожидал большой успех.
Конечно, все остальные шоколадные компании сильно обиделись на Тони и даже подали на его компанию иск в суд. Один известный швейцарский производитель шоколада заявил, что Тони портит их репутацию и «произвести шоколад без использования рабского труда невозможно». Но дело они проиграли.
Сегодня Tony’s Chocolonely является любимой шоколадной компанией в Нидерландах и занимает 20 % рынка.
«Мы должны доказать нашим конкурентам и правительствам, что вы можете делать вкусный шоколад и добиваться коммерческого успеха, искореняя рабство в производственно-сбытовой цепочке», — говорит Тони в своём интервью Independent.
Каждая плитка шоколада Tony's разделена на неравномерные кусочки, чтобы показать, как деньги, сделанные из какао, неравномерно делятся между участниками процесса создания и продажи шоколада.
У компании пять основных принципов: возможность отслеживать происхождение всех ингредиентов, платить фермерам более высокую цену, повышать производительность фермеров и побуждать их применять современные методы и диверсифицировать урожай, а также вкладывать средства в долгосрочные обязательства и фермерские кооперативы, чтобы дать фермерам возможность работать вместе.
У Tony's Chocolonely есть пять кооперативов в Кот-д'Ивуаре и Гане, с которыми производитель работает, чтобы обеспечить сегрегацию какао-бобов на всех этапах цепочки поставок. Компания подчеркивает, что шоколад Tony’s неидеален, всё же время от времени они обнаруживают небольшие проблемы. Например, работники, которые носят на работу неподходящую одежду.
«Шоколад – это роскошь»
Tony’s Chocolonely платит фермерам прожиточный минимум, принимая во внимание размер их семьи и их фермы, а также добавляя сверху «премию Тони». Это самая важная часть, потому что детское рабство вызвано низкой заработной платой и бедностью, а когда у семьи есть стабильный доход, эксплуатация детей перестаёт быть необходимостью.
«Большинство фермеров, выращивающих какао, не могут заработать что-то хотя бы близко напоминающее прожиточный минимум. Они не могут прокормить свои семьи. Дети не могут ходить в школу, потому что семье нужно проработать месяц, чтобы купить школьную форму для ребенка. Экономические условия приводят к детскому рабству, потому что это единственный выход для семей», — считает Тони.
Однако крупнейшие производители шоколада, похоже, всё ещё заинтересованы в снижении цен на какао. Tony’s хочет показать им, что другой способ не только возможен, но и выгоден.
«И это не единственная часть рынка, которая нуждается в изменениях. Торговцы активно продвигают рабский шоколад по дешевым ценам, а это означает, что потребители привыкли платить за него так мало. Этика и честная торговля не всегда важны для покупателей. Мы хотим, чтобы люди согласились с тем, что шоколад – это роскошь, и платили за него больше», — говорит Тони.
Преодолеть желание потребителей покупать дешевый шоколад нелегко. Но кажется, что именно сейчас, особенно среди молодежи, люди начинают приходить к тому, что они хотят понимать на что тратятся их деньги и потреблять пусть и более дорогие, но этичные товары.
Интересно, что шоколад Tony's Chocolonely весом 180 грамм в бельгийских магазинах стоит €4,5 за плитку. Это не намного дороже качественного шоколада других бельгийских или швейцарских брендом. Так что о сильной переплате речи не идёт.
Помимо цен и этичности этого шоколада, хочется сказать с точки зрения большой ценительницы шоколада: Tony's Chocolonely – это ещё и просто очень вкусно. Помимо стандартного горького, молочного и белого шоколада компания предлагает и более изысканные вкусы, например, миндаль и морская соль, или белый шоколад с малиновой крошкой. Так что каждый найдёт себе подходящий вкус и, надеюсь, разделит девиз Тони: «Crazy about chocolate, serious about people».