Водитель школьного автобуса колесит по десятку деревень Верхнедвинского района уже 12 лет. 150 километров ежедневного пути. Несколько лет назад Владимир в своей родной деревне Юстияново зарегистрировал агроэкоусадьбу. Купил несколько лошадей. Журналист sb.by Сергей Муравский побывал в гостях у Владимира.
На заднем дворе в загородке бьют копытами лошади — норовистая Нора, белая Чайка, строптивый Камыш. Самая спокойная Зорька, которой недавно стукнуло 20 лет. Всего шесть животных, которых знает, пожалуй, вся ребятня района. Да и не только она.
Владимир со своими питомцами желанный гость на всех мероприятиях Верхнедвинска, будь то масленичные гуляния или День города.
А ещё уже три года в усадьбу привозят девочку с больными ножками из Новополоцка. Её родители рассказывали, что давно пытались применять иппотерапию, возили ребёнка по разным конным школам и усадьбам. Но только здесь девочка нашла эмоциональный контакт с лошадью.
На агроусадьбе Владимир не планировал зарабатывать. Лет десять назад, после переезда в Юстияново, купил себе лошадь. Огород вспахать. В лес съездить. Да и просто в качестве домашнего питомца.
Юстияновские ребятишки смотрели-смотрели на конную езду Владимира да однажды попросили прокатить. С тех пор и повелось.
Со временем у Владимира появилась ещё пара коней. Для души, убеждает хозяин. Искал их по всей округе. Одну животину приобрел в плачевном состоянии, худую, больную. Несколько месяцев ходил за ней, как за малым дитем, у ветеринара дневал и ночевал. Выходил и — под седло.
Тем временем гостей на подворье становилось всё больше. Знакомые заметили подобный ажиотаж и посоветовали зарегистрировать агроусадьбу.
В округе конных школ нет. Ближайшая профильная организация — в пятидесяти километрах, в Освее. Но бизнес не задался. Владимир оправдывается, мол, зарплаты в деревне маленькие.
Хотя таксу за катание Владимир всё же установил — 50 копеек. Сравнение с расценками прочих агроусадеб может вызвать лишь улыбку. Причём оплата добровольная.
Вопреки здравому смыслу дело работает уже 3 года на альтруизме. Нет у пацана денег — пусть катается просто так! Есть возможность заплатить — никто из посетителей не откажется. А остальные средства на развитие хозяин тратит из зарплаты. Один хомут для лошади стоит 700 рублей. Седло и того дороже.
Хотя хватает с домашними животными и забот. Каждая лошадь уникальна по складу характера. Чтобы находить с ними общий язык, нужно иметь недюжинные задатки зоолога, ветеринара и даже психолога. Азы этих профессий Владимир постигает постепенно, признает, что до профессионального конюха ему ещё очень далеко.
Увеличивать поголовье лошадей специально Владимир не планирует. Хотя не отрицает: если предложат купить, будет искать средства. Тем более что планы на будущее у хозяина большие. Сегодня гостей катает на самодельной бричке или верхом, проводит прогулки по лесу, показывает достопримечательности. Готовится к организации конных походов. Для этого следует разработать чёткие правила техники безопасности.
Год назад в юстияновскую агроэкоусадьбу наведалась председатель латвийского бюро Директората Еврорегиона «Озёрный край» Илзе Стабулниеце — сама хозяйка известной конной усадьбы. Илзе по достоинству оценила грамотный уход за лошадьми, интересовалась планами развития конного туризма, а в конце предложила сотрудничество.