Джордж Фергюсон
Бристоль, Великобритания
Ещё во время учёбы в Бристольском университете будущий архитектор Джордж Фергюсон был сторонником экологического мышления и поведения и умел увлечь своими идеями. Например, организовал кампанию против строительства в Бристоле кольцевой автодороги, а после — и против возведения отеля в ущелье Амвон.
Когда Фергюсон стал первым мэром Бристоля, признанного в 2015 году «зелёной» столицей, он снова повёл за собой общественность, обращая её в свою «зелёную» веру. Так, как архитектор он выступает за повторное использование зданий и сам живёт в квартире, оборудованной в помещении старой табачной фабрики. Он никогда не пользуется ванной, предпочитая душ, и старается экономить на отоплении.
— Все свои поступки я оцениваю с точки зрения влияния на окружающую среду, которое связано с экономическими и социальными последствиями, — объясняет Джордж Фергюсон.
На крыше бывшей фабрики, где живёт мэр, установлены солнечные панели. Кроме того, жители старой постройки оборудовали её баками для сбора дождевой воды.
Фергюсон старается поддерживать местных производителей: если посещает кафе, то это обязательно местное независимое заведение; если покупает велосипед, то у местного независимого производителя. Таким образом он делает личный вклад в развитие местного рынка, поддерживая его. Более того, мэр является его полноправным участником: у него есть собственная пивоварня.
Анна Моран
Аделаида, Австралия
Дом мэра самого зелёного города Австралии (29 городских парков!) оборудован солнечными батареями, низкоуглеродными лампами и баками для сбора дождевой воды объемом на 40 литров, а по двору свободно разгуливают куры, яйца которых идут на завтраки семьи.
Анна Моран лично разрабатывала систему, как мотивировать жителей города и предпринимателей устанавливать на их домах и промышленных зданиях баки для сбора дождевой воды и солнечные батареи.
— Сегодня наш город является прекрасным примером того, как можно уменьшить выбросы углерода и при этом иметь положительный экономически рост, — подчёркивает мэр Аделаиды.
Австралийская Аделаида — город, где появился первый в мире автобус «Тиндо», работающий на энергии солнца. В местных светофорах установлены светодиодные лампы, что позволило сократить выбросы углерода на 60%. В планах руководства Аделаиды к 2020 году снизить выбросы углерода в атмосферу до нуля.
Грегор Робертсон
Ванкувер, Канада
До прихода в политику Грегор Робертсон был владельцем экофермы. Как только он стал мэром Ванкувера, он пообещал к 2020 году сделать его самым зелёным городом мира. Для этого новый мэр чётко определил 10 шагов — от уменьшения отходов и увеличения вдвое экологичных рабочих мест до повышения на 20% энергоэффективности городских зданий. И начал с себя: последние три дома, где жил Грегор Робертсон, полностью переоборудованы и на 100% используют энергию из возобновляемых источников.
Биолог по образованию и сторонник органической продукции, он питается только местными низкоуглеродными продуктами, исключая мясо и молоко. В качестве же средства передвижения мэр всегда делает выбор в пользу велосипеда.
Зоран Янкович
Любляна, Словения
Зоран Янкович прославился открытием общественного фруктового сада. И если о саде в Любляне, куда можно свободно прийти за фруктами, знают все, то мало кто осведомлён о том, что за время руководства городом с 2006 года мэр реализовал 1700 экопроектов. И продолжает осуществлять. Например, благодаря Зорану Янковичу центр Любляны стал пешеходным, и здесь себя комфортно чувствуют даже люди с ограниченными физическими возможностями — благодаря внедрению электротранспортной системы «кавелер». В городе реконструируют четыре сотни зданий города для того, чтобы повысить их энергоэффективность к следующему году. И уже в 2016 году Любляна получила звание зелёной столицы Европы.
— Мы всегда должны помнить: что бы мы ни делали сегодня, завтра это окажет влияние на последующие поколения, наших детей и внуков, — говорит Зоран Янкович.
Франк Йенсен
Копенгаген, Дания
Франк Йенсен рос во время нефтяного кризиса в Дании, поэтому с детства привык выключать за собой свет, вынимать электроприборы из розеток, если они не используются. Это не могло не повлиять на его мировоззрение. Дания вошла в историю как первая страна, принявшая экологические законы. И Франк Йенсен — во всех смыслах достойный гражданин своей страны.
На посту мэра он приложил все усилия, чтобы улучшить инфраструктуру для велосипедистов, ведь он сам является участником велодвижения и знает о проблемах не понаслышке. Франк Йенсен предпочитает на работу приезжать на велосипеде, причём делает это не только летом, но и зимой.
Перед Копенгагеном стоят амбициозные планы: местная власть взяла курс на достижение к 2025 году нулевого баланса выбросов парниковых газов в атмосферу. По мнению Франка Йенсена, путями осуществления станут перенос источников энергии к зданиям, управление переработкой мусора и общественная инфраструктура.
— Экологичность жизни — это не просто возможность. Сегодня это необходимость, — убеждён Франк Йенсен.
Карин Вангард
Стокгольм, Швеция
Мэр Стокгольма ездит на работу на общественном транспорте, использует пищевые отходы для получения компоста, сдаёт на вторичную переработку батарейки, бумагу, металл, пластик, а одежду старается покупать в сэконд-хэндах, чтобы продлить срок её службы. Собственный дом она обогревает при помощи геотермального теплового насоса. Карин, с одной стороны, старается быть примером для горожан, в с другой — соответствовать тому месту, в котором живёт. Ведь Стокгольм стал первой Зелёной столицей Европы. Такое звание город получил благодаря снижению городского шума, созданию интегрированной системы сбора и переработки мусора, а также тому, что 95% населения живут в 300 и менее метрах от зелёных зон.
Сегодня отопление зданий в столице Швеции на 80% производится за счёт возобновляемых видов топлива, а также энергии, получаемой из переработанных отходов. Все новые здания в Стокгольме строятся исключительно исходя из требований устойчивого развития.
Подготовлено по материалам «The Guardian»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 11 самых «зелёных» городов мира