Какие ассоциации вызывает понятие «экологического кино»? Часто вопрос повисает в воздухе, потому как многие не задумываются над жанром картины на экране. Ценится динамика, захватывающий сюжет, дорогая графика. В такой «системе координат» на экологию автоматически навешивается ярлык затянутого, понятного только специалистам, статичного изображения. По факту же тема настолько широка, что к ней можно отнести абсолютно любое аудиовизуальное произведение.
«Экология — не только дикая природа. Её элементы есть и в городах. Всё взаимосвязано. Например, вырубка деревьев или осушение колодца может привести к нарушениям эмоционального состояния. Не стоит забывать и об экологии души. И мне хотелось бы, чтобы это отражалось в фильмах», — делится организатор фестиваля «Планетарий» Анора Лангар.
Фильмы разные нужны
В рамках программы столичный зритель мог увидеть фильмы французских и американских режиссёров, но гвоздь программы — показ работ беларусских кинематографистов. Короткая программа включала игровые картины. Как это возможно? Если подумать — легко. И совсем не обязательно выстраивать прозрачную систему образов. Главные идеи всегда приходят с помощью ассоциаций.
«Можно вполне обойтись без прямых призывов к экологичному поведению. Достаточно просто намекнуть зрителю, что пренебрежение законами природы может иметь последствия, по разрушительности сравнимые с войной», — рассказывает режиссёр картины «Эстафета» Михаил Пархоменко.
Главный герой в ней — человек, который у себя на даче находит снаряд времён Великой Отечественной войны. Он пытается утилизировать находку, обнажая несовершенство восприятия современными людьми своих профессиональных обязанностей. При этом в основе фабулы — метафора, которая иллюстрирует не отношение к конкретной ситуации и предмету, но к миру в целом.
За кадром
Истории о съёмках не менее интересны, чем продукт на экране. Они позволяют зрителю в какой-то степени стать соучастником, эмоционально влиться в команду и разделить с ней сладость первого показа и предвкушение реакции зала.
Как бы громко ни звучало, живём мы во время рождения и становления нового беларусского кино. Авторы охотно ищут пути самовыражения, пробуют себя в различных темах. Экология в данном плане предоставляет большие перспективы в силу своей универсальности. И это не только создание социальной рекламы о сборе батареек и сортировке мусора. Хотя не без этого, конечно.
«Хотелось бы, чтобы люди не только говорили о проблемах окружающей среды, но и практиковали дружественное к природе отношение на съёмочной площадке», — отмечает Анора Лангар.
Режиссёры ответили заверениями, что мусор в лесу после съёмок убирают.
Мешать нельзя, помочь не можем
Кино с удовольствием смотрят все, особенно когда оно бесплатное. Иное дело — отношение к съёмкам. Ведь даже официальное разрешение на работу на объекте не гарантирует спокойствия. Кто-то не хочет случайно попасть в кадр, что вполне законно. Другие граждане предпочитают присвоить себе территорию мест общественного пользователя и категорически запретить снимать.
Тем не менее режиссёры сошлись во мнении, что бумаги лучше иметь при себе. По крайней мере, в случае спора с местными жителями стражи порядка будут на стороне работников искусства.
Встречаются и те, кто старается помочь съёмочной группе. Но в общей массе понимание, что хорошее кино требует доверия к участникам съёмочного процесса, пока невелико.
Тест-драйв, или кто останется в теме
Творцы любят эксперименты. Для многих участников фестиваля опыт съёмок фильма на экологическую тематику стал первым, хотя технически процесс мало чем отличается от другого жанрового кино. Вопрос в другом: кто остаётся в теме?
Успех фестиваля имеет две составляющие: лояльные зрители и фильмы. И желание режиссёров испытывать своё экологическое самосознание жизненно необходимо «Планетарию».
Глубокий интерес к тематике продемонстрировал режиссёр картины «Счётчик счастья» Игорь Чищеня, который также снял картину «Дыхание болот» — о местах, приговорённых к осушению, и их жителях.
Ирина Волох также остается верна теме, в которой работает долгие годы.
Не исключают новых экологических работ и другие мастера, обещая наиболее острые проблемы охраны окружающей среды рассматривать с нестандартного ракурса.