11.03.2022 / 19:03

Ликвидатор аварии на ЧАЭС считает, что масштабы потенциальных разрушений на Запорожской АЭС могут превзойти Чернобыль.

Сергей Викторович Мирный – ликвидатор, командир взвода радиационной разведки Чернобыльской АЭС, писатель и эколог. В 1986 году он был награжден за службу во время катастрофы. После закрытия ядерного объекта продолжил работать химиком-физиком, выпустил несколько книг и написал сценарий для документального фильма о катастрофе.

Несколько дней назад Сергей рассказал американскому изданию Huffpost о своих переживаниях по поводу сложившейся ситуации на Запорожской АЭС.

- Посреди ночи меня разбудил телефонный звонок с украинского национального радио. Обеспокоенный голос сообщил, что на Запорожской атомной электростанции, крупнейшей в Европе станции с шестью ядерными реакторами, бушует бой. Меня попросили прокомментировать возможные последствия и масштаб этой российской атаки.

Будучи командиром взвода радиационной разведки в Чернобыльской зоне, я близко видел разрушения, вызванные печально известной ядерной катастрофой 1986 года.

В своих самых страшных кошмарах я и представить себе не мог, что меня попросят дать комментарии и советы по поводу продолжающейся осады ядерного объекта.

Мои усилия по локализации последствий чернобыльской катастрофы были, мягко говоря, тяжелыми - как психологически, так и физически.

После 35 дней круглосуточной работы мне потребовалось более шести месяцев, чтобы физически восстановиться после истощения и радиационной травмы, и более двух лет, чтобы преодолеть первую острую фазу психологической травмы.

Шрамы от того, что я увидел в Чернобыле, останутся на всю жизнь.

Сейчас, будучи международным экспертом в области ядерной энергетики, я снова переношусь в самые мрачные дни истории Украины. Чернобыль снова попал в заголовки газет после того, как войска Владимира Путина обстреляли и взяли штурмом Запорожский ядерный объект.

Масштабы потенциальных разрушений в Запорожье могут превзойти масштабы Чернобыля.

Выход из строя всего одного реактора может вызвать эффект домино.

Грубо говоря, Европа, которая все ещё живет в тени чернобыльской аварии с одним реактором, может стать свидетелем катастрофы с шестью реакторами в Запорожье.

К счастью, штурм Путина, состоявший в основном из мотопехотных взводов, усиленных танками, а не из тяжелой артиллерии или ракетного удара, не привел к радиационному заражению.

Но при масштабах российского безрассудства нет места для спокойствия. Вооруженные силы Москвы и её правительство уже продемонстрировали грубое пренебрежение всеми цивилизованными нормами, правами человека и международными законами конфликта. Уже стало совершенно очевидно, что ничто не мешает им взять в осаду ядерную инфраструктуру этой страны.

Российские войска не только обстреляли ядерный объект, но и не пустили украинских пожарных в охваченные пламенем здания. С момента захвата Запорожья персонал работает под дулами автоматов, что ещё больше усугубляет ситуацию.

На всей территории Украины имеется 15 работающих ядерных реакторов на четырёх основных объектах и еще четыре (ныне не действующих) реактора в Чернобыле.

Другие ядерные объекты, вероятно, подвергнутся дальнейшим ракетным ударам и воздушным налётам, причем последующее радиоактивное облако может охватить не только Украину, но и всю Европу.

Что меня поражает и пугает в равной степени, так это отсутствие реакции со стороны международного сообщества и соответствующих органов власти перед лицом вопиющего ядерного терроризма.

На протяжении десятилетий мир пресекал попытки контрабанды даже мизерных количеств радиоактивных материалов. Доли граммов делящихся материалов подвергались ястребиному контролю.

В ответ мы наблюдаем молчание со стороны ООН, национальных правительств на Западе и даже Международного агентства по атомной энергии. Статья II устава МАГАТЭ гласит, что «обеспечение, насколько это возможно, того, чтобы помощь, предоставляемая Агентством или по его просьбе, или под его наблюдением или контролем, не использовалась таким образом, чтобы способствовать каким-либо военным целям». Есть сомнения, что действия Путина самым решительным образом противоречат этому?

Отсутствие решительного осуждения, а ещё лучше – реальных санкций, со стороны международного сообщества и профессиональных ядерных властей показывает, что они либо слепы, либо бессильны.

Путин и российское государство пошли дальше разрушения принципов и теперь уничтожают электростанции.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость