11.05.2018 / 12:05

Раньше чучела были способом сохранить и показать природу одновременно с уничтожением. Благодаря засушенным головам птицы додо в Оксфордском университете,  возможно, учёные смогут клонировать этот вымерший вид.

Сейчас художники используют чучела для практики рисования животных, они становятся прототипом для интернет-мемов или даже арт-объектом. В последнем из качеств они представлены на выставке «Брачное поведение животных в дикой природе».

«Известная выставка, посвящённая романтическим и семейным отношениям в мире животных. Любовь втроем у аистов, матриархат в семье бобров, платонические отношения у енотовидных собак и многое другое вы увидите и услышите с 11 мая в Минске на Зыбицкой, 4», – анонсируют её в интернете.

Выставка продлится до 10 июня, билет стоит 15 рублей.

Создатель и автор идеи – Павел Глазков. Автор готовит выставку 12 лет, собирая аудио- и видеоматериалы, он записывал голоса животных на аудио, занимался самими экспонатами и собирал материал для лекций, делал фильмы, приезжая за материалом даже в Бобруйск (снимать бобров).

Павел Глазков – биолог и таксидермист из России, руководитель «Нового зоологического музея». Он является кандидатом биологических наук и целью выставки считает «…и пробудить любовь к природе, что можно сделать только через её познание».

Внимание! Видео содержит съемку чучел животных (их в будущей экспозиции 25 пар). Видеосюжет снят на выставке весной 2016 года в Санкт-Петербурге.

Чем нагляднее связь смерти и жизни, тем больше они привлекают внимание. Соседство зачатия и уже неживого тела животных вызвало резонанс в России, где выставку показывают с 2016 года.

Зелёный портал попросил философа, орнитолога и зоозащитницу сформулировать свое отношение к выставке чучел животных «Брачное поведение животных в дикой природе», которая открывается сегодня в Минске.

 

Орнитолог: Изучать на чучелах поведение – это нонсенс

Эта выставка является чистым бизнес-проектом, как считает Александр Винчевский, орнитолог и директор ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны».

«Ёжики, медведи – все спариваются, и на этом бизнес… Какая тут наука, как изучать поведение на чучелах? Это нонсенс. Как художник сделал, так и будет, можно поставить самку на самца, можно – двух самцов, – комментирует он фото этой же выставки, сделанные раньше в России. – Для изучения не надо убивать, для этого есть шикарные фотографии, фильмы».

Возможно ли через такую выставку привить любовь к животным? Вероятно, да, но в то же время «люди могут захотеть иметь дома такое же чучела», как считает Александр.

Необходимы ли сейчас учёным чучела? Нет, они используют тушки, примерно как на фото. Разница в расположении: чучело – животное в какой-нибудь позе, тушка же сложена максимально компактно, как на фото. По ним изучают морфологию и делают описания видов, что требует большой серии животных.

 Так выглядит коллекционная коробка с музейными тушками райских птиц, Государственный дарвиновский музей, Россия
 Так выглядит коллекционная коробка с музейными тушками райских птиц, Государственный дарвиновский музей, Россия

«А чучела сейчас делают охотники, раньше их изготавливали для музеев, когда не было ни голографии, ни качественных фото, ни возможностей сделать их», – говорит Александр Винчевский.

 

Философ: Так не прийти к достоинству

«Мы бесцельно убиваем животных и для эффекта украшаем это сексуальностью, – говорит Ольга Шпарага, философ, кандидат философских наук, руководительница концентрации «Современное общество, этика и политика» в Eclab. – Посыл [экспозиции] в том, что можно просто для развлечения убивать животных, превращать их в предметы для наслаждения в ситуации, когда у нас, на нашем пространстве о правах и достоинстве животных едва ли говорят.

Это поддерживает негуманный взгляд на животных, противопоставление их людям (как предметы). До достоинства, которое сближает животных и людей, мы так не дойдем».

А если, например, животное было бы убито ранее, и автор бы пользовался уже сделанными N лет назад кем-то иным? Или использовал бы чучело животного, которое были убито кем-то в целях охоты?

«А как мы к охоте относимся? Если полагаем – а я с этим соглашусь – что это развлечение с убийством животных, то неважно, когда это было. Важно, что мы сегодня думаем на этот счет. Или, возможно, мы сделаем такую выставку, которая расскажет, так зачем нужна охота? Но сексуальные позы явно не про это».

 

Зоозащитница: Представите себе чучела людей

«Организатор выставки, Павел Глазков, является охотником, и все эти чучела – специально убитые животные, добытые им и другими охотниками. Это можно узнать, прочитав ранние тексты о выставке, – объясняет позицию ОО «Центр этичного отношения к природе» зоозащитница и его основательница Людмила Логиновская. – Российские зоозащитники предъявили к выставке много претензий, и потому сейчас это не афишируют, а наоборот, пишут, что выставка – для прививания любви к животным. Но если то же самое сделать с человеком? Убить его, сделать чучело и рассказывать о любви».

Корректна ли аналогия? Людмила считает, что вполне. Если кому-то сложно это сравнивать, то вспомните: наше видение мира антропоцентрично, и человек ставит себя выше животных. Вторая причина – спесишизм, оправдывающий видовую дискриминацию по отношению к животным.

«Так же, как раньше оправдывалась дискриминация женщин и рабство, – говорит Людмила Логиновская. – С позиции экологической этики убийство животных оправдано только с целью самообороны или в случаях, когда это жизненно важно – например, когда иначе добыть пищу нельзя. Но убийство с целью развлечения или образования к таким случаям не относится, тем более что существует альтернатива».

 

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость