Около года назад беларусская общественная организация «Багна» начала сотрудничать с эстонским фондом дикой природы (ELF), который предложил беларусам провести необычный экологический волонтёрский лагерь — толоку, чтобы вместе помочь какой-либо природоохранной территории. Выбор пал на заказник «Озёры», куда и съехались девять волонтёров из Эстонии и несколько беларусов.
Толокой расчистили часть заказника от мусора
«Это было для нас чем-то новым, потому что мы не имели понятия, что такое толока, — рассказал Гродненскому Зелёному порталу Константин Чикалов, организатор от «Багны». — Остановились на заказнике «Озёры». Это та территория, которую мы недавно защищали в кампании по сохранению болот, к тому же заказник задействован в проекте ПРООН по обводнению болота Святое, нам было интересно увидеть своими глазами, как этот проект реализовался, как теперь выглядит болото. Кроме этого, мы хотели показать эти территории нашим гостям из Эстонии, где болота составляют большую часть территории страны».
В Эстонии насчитывается 18 тысяч болот, их площадь составляет около 20% всей территории страны.
Главная цель толоки – сделать что-то полезное для заказника. Волонтёры составили список предполагаемой работы на неделю, который включал в себя экологические мероприятия и ознакомление с природой и культурой Беларуси. Например, в рамках лагеря активисты решили установить стенд с информацией о проекте ПРООН по восстановлению болота, чтобы люди, приезжающие сюда, знали, что к чему.
Также волонтёры очистили часть территории заказника от мусора.
«Здесь много мест, куда приезжают рыбаки. Часто они оставляют после себя мусор. Мы прошли по всему берегу, где обычно рыбаки ловят рыбу, и собрали целый прицеп с горкой мусора. Также мы встретили несколько рыбаков и провели с ними просветительскую беседу», – рассказывает Константин.
В одном из мест, где рыбаки ловят рыбу, волонтёры обнаружили возгорание: от остатков костра торф начал потихоньку прогорать вглубь.
– Хорошо, что мы вовремя обнаружили и ликвидировали опасность.
Толоки могут вовлекать больше людей в сохранение природных территорий
Подобный подход – собираться группами, чтобы на волонтёрских началах помогать на какой-то природной территории, – вдохновил беларусов. Активисты подумывают над тем, как организовывать подобные толоки в нашей стране.
— Хотелось бы, чтобы и у нас появилось такое движение, какое существует в Эстонии. Люди начнут более активно вовлекаться в сохранение природных территорий, более ответственно относиться к природе. Подобные толоки могли бы не только убирать мусор, но и что-то ремонтировать – например, туристические беседки, разрабатывать новые туристические маршруты. Когда развита инфраструктура, то люди охотнее едут в эти места и не едут туда, где природа ещё не тронута», — рассуждает Константин.
По его мнению, в стране пока не уделяется достаточного внимания для сохранения природы и привлечения экотуриста из других стран. Например, большинство информационных стендов только на русском, нет информации на английском языке. Часто они визуально не очень хорошо оформлены, что также создаёт негативное впечатление у приезжих гостей. Только сейчас начала разрабатываться политика по развитию экотуризма.
— Я не знаю, что из этого выйдет, будет ли экологическое понимание, боюсь, чтобы это не превратилось просто в документ по зарабатыванию денег. У экотуризма должна быть основная цель – сохранение природы через просветительскую работу. Я надеюсь, что Беларусь пойдёт по этому пути, и, перенимая опыт соседних стран, возьмёт самое лучшее. Есть положительные примеры – например, заказник Ельня, появление инфоцентров у заказников, — добавляет Константин.
В рамках сотрудничества весной 2016 года общественная организация «Багна» и Брестское областное отделение «АПБ» посетили болота Эстонии и познакомились с ведущими природоохранными организациями и экспертами.
— Мы познакомились с настоящими профессионалами в области сохранения болот, которые вдохновлены тем, что они делают. Люди там как-то по-другому относятся к природе, у них есть любимые места, они с большей охотой участвуют в различных экологических акциях. У них более развита экологическая инфраструктура. В эстонских экологических парках туристические стенды очень продуманы, визуально качественно оформлены. У нас же есть много недоработок, хотелось бы, чтобы в Беларуси к этому подходили более ответственно и качественно, — отмечает защитник болот.
Взгляд на беларусское экодвижение из Эстонии
Маргет работает культработником в центре народного искусства в Таллине. Заинтересовалась экологией и присоединилась к ELF семь лет назад.
«Я поставила перед собой цель – организовать и провести три толоки. Толока в Беларуси – моя первая в качестве организатора. Я никогда не бывала в вашей стране. Это хорошая возможность узнать о беларусской природе, вспомнить русский язык, узнать о культуре, своими руками сделать что-то для природы. Я не могу изменить человека, но могу сделать что-то хорошее для природы.
Беларусская природа очень красивая, я очень люблю болота, а здесь я увидела нетронутые человеком места. Я впервые побывала в Гродно, здесь так чисто – это очень удивительно. Очень много цветов – в Эстонии много цветов только в маленьких городах.
Удивили беларусы – такие молодые, и так много уже сделали, так много знают. Очень образованные, очень сознательные. Здесь я всё время удивляюсь. Я понимаю, что вы делаете ещё первые шаги в защите природы, но думаю, если таких молодых людей будет больше – вы сделаете очень многое. ELF делает такую работу уже 25 лет. Делается очень много проектов, совместной работы с другими природными организациями. Я слишком мало видела, чтобы оценить экоработу в Беларуси, но есть ощущение, что у вашей страны пока не хватает опыта. В Эстонии есть поддержка и осознание того, что мы делаем одно дело, одну миссию. Вы же делаете только первые шаги, как мы когда-то 25 лет назад, но у вас будет всё хорошо, потому что у вас есть мы», — рассказала Маргарет.
ELF объединяет людей самых разных профессий. Так, Анастасия работает музыкантом и успела уже организовать четыре толоки в Эстонии. Толока в Беларуси для неё – тоже первая.
«Экологическое движение в Эстонии очень активно и развито: мы пользуемся опытом всей Европы, той же Финляндии, Германии. Мы хоть и маленькие, но мы быстро учимся. Мы вынуждены подчиняться европейским нормам в экологическом плане. У нас быть экологичным, думать об экологии не только окружающей среды, но и своего организма, стиля жизни, своего места в мире – это модно.
У нас на толоках мы делаем разную работу. В Беларуси я впервые собирала мусор, и поинтересовалась у эстонских волонтёров, которые занимались подобным в Эстонии, какова ситуация с мусором у нас. И мне сказали, что у нас ничем не лучше. Человек — единственное существо, которое, живя в природе, оставляет после себя отходы.
Основные «виновники» замусоривания, с которыми мы встречались – рыбаки – к нашему удивлению были очень заинтересованы тем, что мы им рассказывали. Им было интересно, что мы тут делаем, зачем мы собираем мусор. Толока – это не просто собрались и пошли убирать мусор. Это нечто большее, это общее состояние духа. Мне кажется, беларусы могут даже больше, чем мы. Потому что они смелые, не боятся отстаивать свою позицию, отличную от большинства, не скрывают её, несут её в массы. Они хотят работать с людьми. Двое моих соведущих очень много знают, это вдохновляет», — отметила Анастасия.