11.08.2016 / 17:08

Привычка сортировать мусор у беларусов приживается пока не очень быстро. Гродненским коммунальникам даже пришлось обратно разваривать некоторые мусоропроводы, потому что жильцы не захотели выносить мусор в раздельные контейнеры, сославшись на отсутствие условий. Более охотно горожане несут в заготпункты бытовые отходы, которые можно переработать: там заплатят деньги, пусть и небольшие. А как ситуация обстоит на селе? Может показаться, что выбрасывать или сдавать там особо нечего, потому как хозяйственные сельчане отслужившие вещи приспособят под другие нужды. Мы побывали в одном из сельских заготпунктов и на месте узнали, что и в каких объёмах сельчане несут на переработку.

В поселковом заготпункте Острино, что на Щучинщине, принимают всё - от вторсырья до плодово-ягодных культур, как садовых, так и дикорастущих.

Черники в этом году заготовили около двух тон, хотя сдавали её не массово. Стоил килограмм не так уж много – всего 2 рубля, а потом и того меньше. А вот вишню сельчане несли активно, несмотря на ещё меньшую стоимость – 50 коп./кг. Но вишню в заготпункте принимали недолго, потому что урожай в этом году хороший, и заводы перестали её брать.

Из вторичных ресурсов заготовительный пункт принимает стекло (бутылки, банки, стеклобой), металлолом, тряпьё, макулатуру, полиэтилен. Заработать сейчас можно разве что на стекле (7 коп./бут.) и макулатуре (8 коп./кг). Кстати, поселковые магазины бутылки уже не принимают. Осталось это только в деревнях, где нет заготпунктов, но работает магазин или приезжает автолавка.

Выгоднее всего сдавать металлолом. Цены на него варьируются: 12–15 коп./кг в зависимости от категории. Однако в последнее время металлолом сдают не так часто.

- Раньше было более выгодно, потому что ещё несколько десятков лет назад никто не принимал металлолом от населения, и его накопилось много. Сейчас почти всё сдали, а он же не растёт как грибы, - говорит приёмщик Евгений Денищик.

Кроме чёрного и цветного лома, принимают и бытовой: старые плиты, холодильники, стиральные машины и прочее. Крупногабаритный лом Евгений складывает на улице, что мелкое - под ключ.

Среди старых радиаторных батарей, чугунных ванн, распиленных авто и проволоки немало различных предметов кухонной утвари. Встречаются и интересные экземпляры: например, механическая соковыжималка и овощерезка.

Одежды приносят мало: килограмм тряпья стоит 1 копейку. При этом принимают только хлопчатобумажное тряпьё, так как нет заводов, перерабатывающих синтетику. Получается, изрядно износившеюся одежду проще выбросить в мусорку, чем собирать и сдавать за копейки. Если она ещё годна для носки, лучше отдать нуждающимся.

- Бывало, заезжали к нам секонд-хенды. Магазин закрывается, а одежду деть некуда, вот и везут сюда, - вспоминает приёмщик.

В остринском заготпункте принимают и опасные отходы: батарейки, аккумуляторы с электролитом, отработанное машинное масло.

- Заработать на этом вряд ли получится, но мы за экологию, - улыбается мой собеседник.

Батарейки принимаются бесплатно, может, поэтому контейнер для них не сильно востребован. На масло ещё только устанавливают спецприёмник. А вот аккумуляторы люди несут: заботятся об окружающей среде, да и деньги заработать можно. Принимают аккумуляторы по 1 руб. 64 коп. за килограмм, но отнимают 45% за электролит и пластмассу, поэтому за кило выходит 90 коп. За аккумулятор от автомобиля весом 15 кг можно выручить больше 13 руб.

Ягоды и яблоки Евгений возит на винно-водочные заводы в Слоним, Дятлово, Козловщину. Металлолом - на «Гродновторчермет», стеклобой – на гродненские «Белресурсы». Гродненский стеклозавод вторсырьё не принимает. Говорят, что бутылки проще из нового стекла делать.

Макулатуру, тряпьё и опасные отходы из заготпункта вывозит РайПО.

Некоторые сельчане с ностальгией вспоминают старые времена, когда за вторсырьё можно было приобрести нужную вещь.

- В начале 90-х в остринском заготпункте принимали только макулатуру, тряпьё, сушёные грибы и яйца. Металлолом не принимали, поэтому люди или выбрасывали его на свалку, или собирали, а дети потом носили в школу, когда объявлялся сбор, - вспоминает одна из жительниц посёлка Светлана. – Если не ошибаюсь, весь импорт шёл через заготовку. Сдав вторсырьё, в заготовительном пункте можно было купить какую-то вещь. Продавали парфюмерию, косметику, одежду, обувь и прочие необходимые товары. В зависимости от группы товара выставлялось количество сдаваемого вторсырья и его тип. Остальная сумма доплачивалась наличными. Я, например, хотела приобрести комплект покрывал для мягкой мебели, но для этого надо было сдать несколько килограмм сушёных грибов, а у меня их не было. Пришлось искать другой, более доступный, вариант.

Однако сельчане пока с трудом приобщаются к раздельному сбору отходов и извлечению вторсырья. Если что-то и несут в заготовительный пункт, то, в основном, ради материальной выгоды. Далеко не все стремятся сэкономить и тем более не навредить природе. Пройдя по местным свалкам, можно наткнуться на стеклянные бутылки, ржавый металлолом и использованные батарейки. Почему людям проще выбросить это в мусор, а не сдать в заготпункт, остаётся загадкой.

 

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость