Беларусских протестующих давно называют самыми милыми в мире. Это мы переходим дорогу только на зелёный даже во время революции, собираем разорванный портрет Путина с тротуара, чтобы не оставлять после себя мусор, окрикиваем друг друга, чтобы не вытаптывали газоны в запале эмоций и закипаем, когда смотрим видео, на котором люди в форме на одной из улиц Бреста пытаются то ли ломать, то ли выкорчёвывать деревья.
Деревья – это прям действительно что-то святое. Казалось бы, сами протестующие могли бы использовать их в качестве своеобразного оружия, но просто попробуйте представить беларусский протест, на котором люди из толпы ломают деревья. Вот у вас получается? У меня – нет.
10 августа на около станции метро Пушкинская в Минске протестующие перекрыли движение на перекрёстке и стали выставлять небольшие баррикады. Самыми популярными предметами там были баки для раздельного сбора мусора и уличные горшки с цветами. И толпа аккуратно обходила эти горшки на дороге, чтобы ни в коем случае не повредить растения.
Рационализировать и объяснить это очень сложно. Почему-то разрисовывать стены и писать краской на асфальте – это не проблема и в принципе не воспринимается толпой как настоящий вандализм. Да, возможно, это не самые приятные и ожидаемые действия, но уж точно не катастрофа. А вот цветы трогать нельзя. И деревья выкорчёвывать тоже. Это же не поддаётся никакой логике! Ну что им сделали деревья?
Мне вспоминается старый неполиткорректный анедот про тест на настоящего Беларуса.
- Забіць маскаля?
- Забіць маскаля!
- Забіць птушку?
- А птушку-та за што?
Так же и с деревьями. Я скорее поверю, что беларусы выйдут на протест с оружием и будут атаковать спецслужбы (что тоже звучит как научная фантастика, но чисто теоретически я могу себе это представить), чем то, что мы как-то целенаправленно навредим природе в процессе.
Возможно, это генетическая особенность, специальный партизанский дух, голос предков, отголоски язычества и традиционной деревенской культуры или Бог знает что ещё. Но факт остаётся фактом: когда дело доходит до природы, в нас что-то переключается. Как будто эта тема затрагивает какие-то глубинные настройки сознания.
И ведь если подойти к любому человеку просто так и спросить, как он или она относится к дикой природе, вряд ли ответ будет очень уж впечатляющим. Но в стрессовой ситуации, когда принимать решения и реагировать надо быстро, всё работает по каким-то другим законам. И вдруг оказывается, что что гнев на представителей спецслужб, которые бросают шумовые гранаты в протестующих, вполне сопоставим по интенсивности с гневом на других людей в форме, которые ломают деревья.
И это не значит, что мы как-то недостаточно ценим жизни людей. Просто деревья – это тоже святое.