Согласно плану, в срок до II квартала 2018 года литовцы хотят договориться с Эстонией и Латвией о взимании платы за электроэнергию, поставляемую Россией и Беларусью. Данное предложение должно быть одобрено Евросоюзом.
В I квартале 2019 года Литва планирует заручиться поддержкой у соседних стран для ограничения импорта электроэнергии со станции в Островце. В планах изменение правил функционирования Круонисской гидроаккумулирующей станции, делающих невозможным предоставление услуг балансирования. Синхронизироваться с нами будет нельзя. А вот синхронизации с электросистемами балтийских стран и стран Западной Европы хотят достигнуть ко II кварталу 2018 года.
Удастся ли реализовать этот план? Установить плату Литва, конечно, вправе, но вот договориться с остальными по всем оставшимся пунктам гораздо сложнее.
Конфликт интересов Литвы, Латвии и Эстонии уже имел место в 2014 году. Достаточно вспомнить терминал сжиженного газа со звучным названием «Independence» (независимость). Литовцы возлагали на него большие надежды. Но тогда потребление газа в Литве упало, и заключенный на 5 лет контракт с норвежцами по заоблачной цене в 600 долларов за тысячу кубометров газа оказался крайне невыгодным.
Продать излишки газа не получилось. Эстония отказалась, потому что у нее были заключены договоры на поставку российского газа на три года вперед, включая 2018-й. Латвия отказалась, ссылаясь на ранее достигнутые длительные договоренности с российским «Газпромом».
С электроэнергией тоже выходит не все гладко. Против строительства белорусской атомной станции литовцы высказались еще в 2010 году на стадии выбора строительной площадки. Одной из причин этого была и остается непосредственная близость к границе с Литвой.
А что же соседи? Эстония пока согласилась примкнуть к бойкоту только на словах. А вот Латвия не согласна. «Правительство не рассматривает законы, которые бы ограничили закупку электроэнергии с этой станции», - заявил министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич в интервью зарубежным СМИ 16 января 2017 года.
Удастся ли Литве реализовать свой план, даже если его одобрит литовский сейм, – вопрос остается открытым.