Проект по созданию нового топлива невероятно амбициозен, и о нём говорят как о том, что вполне способно «остановить мир в его падении в пучину изменения климата» и заменить сокращающиеся поставки обычного топлива.
Возможно, эта идея принесёт физику Дэвиду Кейту, сооснователю Майкрософт Биллу Гейтсу и нефтяному магнату Норману Эдвардсу больше денег, чем они могут себе представить.
Идея действительно гандиозна: проект может кардинально изменить мировую экономику.
Как это будет работать?
Углекислый газ, один из парниковых газов, оказывающих непосредственное влияние на глобальное потепление, будет извлекаться из воздуха в помощью массивов гигантских вентиляторов и других запатентованных химических «вращателей», и затем полученный газ будет использоваться для создания углеродно-нейтрального синтетического дизеля и бензина, на котором смогут передвигаться корабли, самолёты и автомобили.
Авторы надеются, что комбинация нескольких процессов (прямой захват воздуха, электролиз воды, синтез топлива), которая используется при производстве жидких углеводородных топлив, сработает и здесь. Правда, стоить это будет немного больше, чем привычная нам добыча и переработка ископаемого топлива.
Это может стать революцией в глобальной транспортной отрасли, которая сейчас ответственна за почти треть всех испарений, влияющих на изменение климата. Это будет эквивалентно автоматизации процесса фотосинтеза.
Отдельные технологии могут быть не новы, но их сочетание в промышленном масштабе было бы новаторством. Компания Carbon Engineering, созданная в 2009 году геоинжинером Кейтом, создала прототип завода, установила крупные вентиляторы и выделяла из воздуха порядка 1 тонны чистого СО2 ежедневно на протяжении года. Сейчас весь этот углекислый газ выпущен обратно в воздух.
Но Carbon Engineering перешла на следующий этап – работая с энергетической компанией Greyrock она уже начала прямое синтезирование смеси бензина и дизельного топлива, используя только углекислый газ, захваченный из воздуха, и водорода, извлекаемого из воды с помощью «чистого электричества». Этот процесс они наывают «от воздуха к топливу» (Air to Fuels, A2F).
«A2F – это технология, меняющая общие правила игры. Если она будет успешно распространена, это позволит нам использовать нам дешёвую возобновляемую электроэнергию для того, чтобы развивать новые жидкие топлива, совместимые с современной инфраструктурой и двигателями», - говорит Джефф Холмс из Carbon Engineering.
«Это альтернатива биотопливу и дополнение к электромобилям в попытке вытеснить ископаемое топливо из транспортной сферы».
Синтетическое топливо из углекислого газа и водорода создавали и раньше, но только в небольших объёмах. Холмс же считает, что их завод является по сути первым настоящим примером A2F, где всё оборудование предназначено для использования в промышленных объёмах. Таким образом, этот завод способен показать реальную коммерческую эффективность проекта и его жизнеспособность.
Следующий этап – это новое вливание денег в проект для его масштабирования, а затем коммерциализация процесса с использованием низкоуглеродной электроэнергии (например, работа с солнечной энергией). По словам Холмса, за их технологией будущее, так как она требует в сто раз меньше земли и воды, чем необходимо для призводства биотоплива, а установки могут размещаться где угодно.
Критики, однако, настроены весьма скептично и говорят, что куда разумнее было бы изначально отказаться от ископаемого топлива и сократить исходные выбросы, чем искать решение проблемы «на конце трубы».
В этом убеждены заместитель директора Центра исследований изменения климата в Тиндалле профессор Кевин Андерсон и директор по исследованиям Центра международных климатических исследований в Норвегии Глен Питерс.
Андерсон утверждает, что обманчиво привлекательный призыв опираться на будущие технологии «обратных выбросов» способствует тому, что важнейшие политические переговоры и решения просто откладываются. В результате, по словам учёного, платить реальную цену за настоящее сокращение выбросов углерода придётся если не нам, то следующим поколениям.
Проблема в том, что если предложенная технология не заработает в планетарном масштабе, то она, с одной стороны, не очистит планету, а с другой стороны, всегда будет поводом для политиков не принимать кардинальных решений в области глобального потепления.