– Ярослав, мероприятие, которое ожидается «зелеными» Беларуси и июне, это не первое для вас, расскажите, что чем оно будет отличаться от предыдущих?
– Во-первых, должен сказать, это третий форум, в котором я участвую и третий он для «Зеленой сети». Мы входим в состав оргкомитета совместно с другими экологическими НГО Беларуси. Но история «зеленых» имеет гораздо более длинную историю и первые слеты, масштабные встречи экологических активистов проходили и в 2001 и в 2002 году. Потом был перерыв в 7 лет и уже в 2009, когда образовалась «Зеленая сеть» мы вошли в состав оргкомитета и с этого момента Форум стал традиционным мероприятием.
В отличие от первых двух Форумов очевидно, что мы перешли от простого обсуждения насущных экологических вызовов и выработки первых общих позиций по различным экологическим проблемам в Беларуси к моменту, когда мы необходимо договариваться о совместных действиях. Сейчас «зеленые» в Беларуси, хотя и существуют много лет, но не составляют зримого общего движения, во всяком случае, оно никак не оформлено, разновекторно и очень локализовано в тематических сферах. Мы должны начать развиваться именно как «зеленое движение», а не просто набор организаций. Поэтому для меня задачей нынешнего Форума является достижение договоренности между представителями экологического сообщества: кто мы, какие у нас общие задачи, какими могут быть совместные действия, как достигать консолидации.
– Означает ли это, что задача Форума определить «расстановку сил» на ближайшие два года?
– Главная тема повестки Форума – Общественный экологический контроль. А для меня это значит не только вопрос насколько мы нарастили потенциал в сфере общественного эко-контроля, но и какую роль мы можем занять в целом в экологической политике в стране. Способны ли мы, «зеленые» стать полноценным субъектом в этом и заниматься ей, можем ли взять на себя такой уровень ответственности? Когда мы оцениваем содержательное продвижение, мы видим и профессионализацию экспертов и глубокое понимание проблем, способны на системную оценку деятельности. Вроде уже и «доросли» до масштаба экологического движения, но общая ситуации коммуникации между экологическими организациями, попытки совместного действования пока говорят об обратном. Это в целом оценка не только экологических НГО, но и вообще организаций третьего сектора.
Сейчас реализуется исследование по изучению потенциала зеленого движения: надеюсь, его результаты дадут нам видение того, кем мы являемся. С другой стороны, исследование должно показать слабые места, одним из которых, безусловно, является низкий уровень консолидации. Мы, как организаторы, этим исследованием хотим показать точки роста и пригласить коллег совместно поработать над ними. Для меня, пожалуй, это и есть самое важное.
– Вы говорили о вызовах. Можете более конкретно назвать их?
– В том, что я уже обозначил выше как вопрос и есть настоящий вызов и не только для «Зеленой сети» – «Как стать субъектом экологической политики?» Раньше такими вопросами как формирование и реализация эко-политики, ее мониторингом и оценкой, никто не занимался – не было потенциала. Как раз сейчас нужно содействовать тому, чтобы общественность стала субъектом экологической политики, могла самостоятельно решать для начала хотя бы локальные проблемы, вроде вырубки деревьев в городах, уничтожение зеленых зон под застройку, имела возможность действительно принимать участие в городском планировании.
Мы уже второй год делаем оценку того, как в нашей стране реализуются принципы надлежащего экологического управления. Понятно, что в Беларуси нарушаются базовые принципы свобод и ассоциаций. В таких условиях нужно работать с другими субъектами гражданского общества, не только с организациями «зеленой» сферы. Только так можно конструктивно изменять ситуацию. Именно поэтому «Зеленая сеть» вкладывается в развитие гражданского общества в Беларуси. Пример тому – участие в реализации инициативы «Восточного партнерства», но нельзя только этим ограничиваться.
Если говорить о внутренних вызовах, то тут стоит отметить неготовность многих организаций к сотрудничеству, потому что многие видят друг в друге конкурентов. Откуда это берется? Проблема возникает из того, что организации часто видят свою деятельность направленной на достижение краткосрочных результатов – напечатанные книги, проведенные тренинги и прочее в том же духе. А ориентации на долгосрочные эффекты, стратегии у многих попросту нет.
У нас общая «зеленая идеология»: природа и окружающая среда должны восприниматься как самодостаточные ценности, а к ресурсам следует относиться современно, то есть рационально, не потребительски. Вроде как все мы этого хотим, но в своей повседневной деятельности не все желают ставить эти ценности во главу угла. Поэтому часто возникает конкуренция за целевую группу, даже просто за ресурсы. Наша задача – чтобы ориентация на долгосрочные эффекты была главенствующей по отношению ко всем остальным факторам.
Еще одним вызовом, или проблемой, является повышение компетентности, в том числе, экспертных компетенций, работающих в нашей сфере. Ситуация такова: многие сильные эксперты не желают работать в государственных учреждениях. Экологи на предприятиях – номинальные бюрократические единицы, система экологического контроля в Беларуси оставляет желать лучшего. Как говорят выпускники минских вузов, мы занимаемся подгонометрией, а не защитой окружающей среды. Соответственно в бизнесе, настоящим экспертам пока что делать нечего. Их вытеснили в маргинальную плоскость. В ту же плоскость вытеснили общественные экологические организации. Очень часто у экспертов нет навыков гражданского участия. С ними тоже нужно сотрудничать, обучаться вместе, находить взаимопонимание и работать.
– Поясните как связано экологическое товарищество «Зеленая сеть» и «Восточное партнерство»?
– Мне было бы интереснее рассказать, что дает для развития экологической сферы это участие. Довелось услышать тезисы, что на современном историческом этапе организации-участники Национальной платформы не получают той поддержки, на которую они рассчитывают. Я принципиально не согласен с такого рода утверждением. Национальная платформа никому ничего не обязана давать, это прежде всего то место, куда могут придти заинтересованные субъекты, организации, эксперты и сделать свой вклад, чтобы совместно достичь каких-то целей. В частности, включение гражданского общества в выстраивание отношений между Беларусью и Европой. Перед беларусским гражданским обществом стоит другой тип задач, чем перед обществом других европейских стран. Для нас первейшая задача – это консолидация беларусского общества.
Нельзя сказать, что нацплатформа непосредственно способствует продвижению экологических интересов – время не пришло. Тем не менее, На прошлом форуме в Стокгольме, не без участия белорусов, были приняты две экологические резолюции.
– Мы незаметно перешли уже из сферы исключительно экологического движения, к общим проблемам и процессам в гражданском обществе...
– Это неизбежно, мы все находимся в одном поле деятельности. Невозможно поставить парничок на отдельный росток, создать микроклимат для одних только экологических организаций, нужно объединяться с другими субъектами гражданского общества для решения проблем, чтобы решение их стало возможным в принципе.