Зелёный портал поговорил с ребятами о расходах, этике и продуктах, а также сравнил возможности фриганства в соседних странах.
Среди фриганов известен манифест от Уоренна Уокса, участника группы Against Me! «Почему я фриган», в манифесте он подробно объясняет про этику, капитализм и бережное отношение к продуктам.
Фриганство набрало обороты во всем мире. В некоторых странах, например в Норвегии, для ненужной еды есть специальные контейнеры. В Беларуси и России пока что еда уничтожается в больших количествах. Наталья и Сергей фриганы, только девушка постоянно живет в России, в Беларусь приезжает к парню.
Помимо фриганства, ребята еще и периодически занимаются шоплифтом. (хищением товаров в магазинах розничной торговли).
Наталья: «Фриганю я с четырнадцати лет, сейчас мне двадцать один и я ни разу не отравилась»
«В 14 лет из-за личной ситуации мне пришлось уйти из дома и шоплифт (прим. «шоплифт - магазинная кража») был закономерным явлением. Вскоре мне подруга показала, что можно ходить не в магазин, а за магазин, брать ту самую еду, только без риска.
А когда начала фриганить, поняла, могу кушать спокойно, у меня есть еда. А если есть еда и крыша над головой, то в принципе беспокоиться не о чем.
За фриганство, в отличие от шоплифта, нет ни административной, ни уголовной ответственности. Не знаю ни одного человека, который имел из-за этого проблемы. Максимум – охранник может прогнать. На этом все.
Мне очень повезло с компанией, друзья забирали у администратора кафе мешки с едой, то есть «мусорки» как таковой не было в этой цепочке. Нам выносили то, что не продали за день. Просто ту еду, которую нужно было выкинуть, отдавали в руки.
Потом поняла, что есть и другие кафешки, которые точно так же выносят эти мешки, но уже выкидывают их в мусор. Но и это было не особо противно, ведь мешок изолирован, ты его забираешь, открываешь и там хорошая еда.
В основном люди в России работают на еду, я этого не приемлю. Ведь еда уже есть, она стоит просто не в магазине, а за ним. Не вижу ничего плохого, чтобы брать ее оттуда. В больших супермаркетах еду обычно спрессовывают и вывозят, куда – не знаю. А в небольших по-разному.
Молочных продуктов выносят по несколько ящиков, фруктов и овощей – два или три ящика. В общей сложности, несколько пролетов получается. С голода вы точно не умрете.
По состоянию фрукты и овощи не особо отличаются от магазинных. Да, они не имеют товарного вида, но их выкидывают сразу ящиками. Если сверху будут немного побиты, то снизу будут весьма отличные. Побитые – не гнилые, поэтому есть можно. Если это просроченные продукты, то смотрим на срок годности. День или два не играют особой роли, на наш взгляд.
Фриганю я с четырнадцати лет, сейчас мне двадцать один и я ни разу не отравилась. Еду я ем веганскую, с кафе, которые находятся в центре Москвы.
Поэтому рацион у меня очень разнообразный, а питание сбалансировано. Когда мы участвовали в инициативе «Еда вместо бомб», у нас был друг, который шел фриганить, а затем приносил еду и раздавал ее нуждающимся.
Но в последнее время магазины стали закрывать контейнеры, а еду поливать хлоркой, ну а чаще всего они топчут мешки с едой ногами. Именно так работает экономическая система, им выгоднее уничтожить еду, чем отдать.
Себя считаю человеком, который бережно относится к еде, мне кажется, что столько еды не должно выбрасываться. Откуда берется вот та самая вот жадность что ли. Мне не понять.
Мне удавалось несколько раз брать по два семилитровых мешка еды от какого-нибудь кафе. В основном это порезанные овощи, фрукты, картофель. По приблизительным расчетам, если бы я все это покупала, я бы тратила около восьмисот долларов».
Сергей: «Мы несли с собой целый мешок фруктов, среди них было три арбуза, а это, между прочим, был декабрь месяц»
«С фриганством я познакомился через панк-рок, первое впечатление, которое движение у меня вызывало – грязная, вонючая, испорченная еда из мусорного бака. Со временем понял, что это не так.
Нас так заставляют так думать, ведь если не можешь что-либо запретить – пристыди. Но обо всем по порядку.
Я смотрел лекции про фриганство, изучал тематику шоплифта. Для меня это был протест, была своеобразная контркультура, противопоставление себя обществу. Понимал, что с ним что-то не так, но не знал что именно. Спустя годы, я нашел ответы на вопросы, которые я задавал себе.
Разве в ХХI веке невозможно обеспечить жильем всех людей и уничтожить проблему бездомности? Разве каждый голодный не вправе получить тарелку супа? Разве рабочие обязаны трудиться в плохих условиях труда и за копейки жить от зарплаты до зарплаты?
И главный вопрос – почему люди до сих пор умирают от голода на планете с численностью 7,53 миллиарда людей, когда одни лишь зерновые культуры, которые идут на мясную индустрию, способны прокормить двадцать миллиардов людей?
Первая моя фрига была после концерта в Минске. Мы несли с собой целый мешок фруктов, среди них было три арбуза, а это, между прочим, был декабрь месяц.
Тогда я и понял, насколько сильно наше общество имеет стереотипы по поводу еды, ибо эти фрукты мы взяли прямо из мусорного бака, который находился около магазина «Евроопт».
Когда мама узнала, что это еда из мусорного бака, скривила лицо, но посмотрела внимательнее и была удивлена, что все в хорошем состоянии. Но попросила никому не говорить, откуда еда (смеется).
Из фриги я получаю круглый год овощи и фрукты, хлеб, ягоды. Что позволяет экономить около двухсот рублей на еду. Я – веган, и все что мне нужно, кроме круп, каш и сои, беру там.
Так получилось, что за последний год, проработал чуть больше четырех месяцев. Это не из-за того, что я ленивый, или сижу на шее у родителей. Просто грамотно распределяю ресурсы – еда по фриге, проезд бесплатный (велик или наземный транспорт безбилетником), вещи фримаркетов, а путешествия автостопом».
Редакция Зеленого портала подчеркивает, что наше мнение может не совпадать с мнением героев материала и предупреждает, что шоплифтинг в Беларуси является нарушением действующего законодательства и может быть наказуем как в рамках административного, так и уголовного кодекса.