13.01.2017 / 14:01

Тот, кто любит летать самолётами, кататься на горных лыжах, забирается на маяки и мосты, знает: всё это — чистый адреналин. А ещё наблюдения за живой картой, эмоции и головокружение, риск, медитация, размышления о красоте природы и высшем разуме. Руферы Виталий Раскалов и Вадим Махоров осмыслили происходящее с ними в форме современного искусства и открывают беларусам города мира с недоступной высоты.

Если начинать с начала, то надо понимать, что съёмка с высоты сопряжена с целым рядом проблем, поэтому это отдельный и довольно редкий вид фотографии. Попасть на крышу небоскрёба или мост, которые охраняются, очень сложно по нескольким причинам. Во-первых, видеокамеры неизбежно привлекут полицейский патруль со всеми вытекающими.

Нью-Йорк
Нью-Йорк

Во-вторых, интересный ракурс — это самый сложный путь и опасный, потому что съёмка проводится без страховки. Но оборудованные смотровые площадки — это не для Раскалова и Махорова: они ухитрились добраться до плеча статуи Христа в Рио, запретной вершины пирамиды Хеопса, до звезды над МГУ и других высот, точнее, самых высоких зданий планеты.

Шанхай
Шанхай

Собственно, выставка и интересна тем, что Раскалов и Махоров — не обычные фотографы. Они снимают незаконно, живут в разных странах мира, популярны в соцсетях, работают с CNN, BBC и NBC, периодически имеют проблемы с правоохранительными органами, включая депортацию.

Израиль
Израиль

Вдвойне интересно, что фотографическую коллекцию для минской экспозиции привез питерский музей «Эрарта», что гарантирует и профессиональный отбор, и хорошую печать, и в целом высокое качество репрезентации. Отбор — особенно важен, именно он отличает художника от travel-фотографов, которые на волне эмоций выкладывают в сеть тысячи красивых фотографий.

Израиль
Израиль

Элемент рефлексии, который тоже относится к сфере современного искусства, проявляется здесь как присутствие в кадре партнёра по съёмке или самого себя: такого рода детали создают для зрителя ситуацию не просто созерцания восхода или заката, но вводят в контекст, дают понимание процесса, сопереживание автору.

Башня Лотте, Южная Корея
Башня Лотте, Южная Корея

Виталий Раскалов и сам часто называет себя художником, рассказывает, что их команде близки идеи акционизма, а в будущем есть планы заняться видео- и короткометражными фильмами.

Шанхай
Шанхай

Наконец, сакраментальный вопрос: о чём эта выставка? Самое главное, что в современном искусстве всё полностью отдаётся на усмотрение зрителя. Нельзя не увидеть, что города и сумасшедшая высота небоскрёбов — это художественная среда, а не только среда обитания человека. Очевидны и предъявленные факты урбанизации как глобальной проблемы: фотографии сделаны в Нью-Йорке, Бразилиа, Шанхае, Сингапуре, Гонконге, Шэньчжэне.

Шэньчжэнь
Шэньчжэнь

Кто-то увидит в них техногенные конструкции, где нет ничего живого, кому-то понравятся светящиеся монстры, а многим они дадут пищу для воображения, напомнят о собственных ощущениях. Места-то все разные…

Вена
Вена

Очень контрастно выглядят на фоне азиатских мегаполисов Вена и другие европейские города. Фотографии природы, где так прекрасны открытые горизонты, конечно, более органичны взгляду, но тоже дух захватывает.

Япония
Япония

Кстати, и в городах случаются такие природные неожиданности, что экстрим обеспечен. Так, в Шанхае в 2014 году из-за облачности фотографам пришлось 18 часов оставаться на высоте 650 метров и только потом удалось сделать снимки.

Израиль
Израиль

Добавим, что беларусский художник Константин Мужев подготовил для головокружительных работ Раскалова и Махорова собственную инсталляцию, обозначив своего рода диалог. Судите сами, то ли «наш ответ Чемберлену», то ли напоминание о теневых сторонах и предчувствие конца сегодняшнего торжества урбанизма.

Шанхай
Шанхай

Выставка «На высоте» открыта до 22 января.

Автор:
Фотограф:
ontheroofs.com, Любовь Гаврилюк
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость