Борман, Муха, Жук, Жучка и Белоснежка — собаки, которых пришлось спасать от отлова, о котором за два дня предупредила директор санатория. Отлов должен был начаться в понедельник по всей территории Ченок. На спасение собак у волонтёров было лишь два дня. Их вывозили в срочном порядке, куда только была возможность. Но не все собаки собирались добровольно уезжать из дома, где прожили кто 6 лет, кто 5 лет, а Борман так и вовсе почти всю свою жизнь. На протяжении всех этих лет и волонтёры, и отдыхающие, и местные жители подкармливали бездомышей, а Муха «трудилась» охранницей на территории вместе со сторожами.
Новостной сайт «Сильный новости» попытался разобраться, что же произошло на территории санатория, и почему волонтёры опасаются за жизнь собак.
Чтобы спасти животных, волонтёры давали собакам успокоительное и наркоз, после чего вывозили с территории. Но три собаки в течение недели сбежали со своих временных передержек. Сейчас они бродят по незнакомым улицам в поисках еды и дороги домой. А те, кто остался на передержках, каждый день борются за возможность сбежать.
Борман, несмотря на свой пожилой возраст, смог выломать железный забор. Теперь ему приходится постоянно сидеть на цепи. Его временные хозяева недоумевают, почему собаки вынуждены так страдать. Они видят причину в новом директоре санатория, которая пришла на эту должность несколько месяцев назад.
«...Эти будки стояли там много-много лет, пережили все проверки и никто эту тему даже не поднимал. Может они и стояли там вне закона, но на них чисто ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ закрывались глаза. И могли бы и дальше закрываться. Никто и никогда ДО НЕЁ не требовал их убрать и тем более разломать. Всё решает человеческий фактор.
Я понимаю, что у нас в стране животные, их боль, их страдания всегда были вне закона. Но как живому существу в пожилом возрасте, с устоявшейся психикой, привычками, испытывающему психологический стресс и безудержное стремление вернуться ДОМОЙ в "Машиностроитель", объяснить, что оно теперь стало вне закона?
Глядя в недоумённые глаза старичка Бормана на полутораметровой цепи, читается только один немой вопрос "ЗА ЧТО"? И я не знаю, что ему на это ответить».
Мы решили пообщаться со всеми сторонами конфликта, узнать также мнение местных жителей.
За территорией санатория находятся два жилых дома. По дороге нам встречаются местные жители. Мужчина лет 50-ти поддерживает решение директора убрать собак с территории, ведь собаки, по его мнению, только привлекают другие стаи, пугают своими размерами детей и мешают отдыхающим.
А вот бабушка, которая переехала жить к дочке из Донецка, сбежав от войны, сказала, что после бомбежки, после потери дома, после того, что она увидела там, ей никто и ничто не мешает. Вечером она иногда прогуливалась по району в сопровождении одной из собак черного цвета. «Мне так даже было спокойнее, что она рядом. Никто не полезет», — рассказала она.
В борьбе за право собак остаться там, где они жили, люди разделились на два лагеря. Волонтёры, неравнодушные отдыхающие, работники санатория, которые переживают за судьбы собак, сильно обеспокоены тем, что рано или поздно собаки смогут осуществить свое естественное непреодолимое желание и вернутся на территорию санатория, и на них всё равно будет вызван отлов.
На просторах интернета даже появилась петиция «Вернуть старых собак на прежнее место обитания в Чёнки (сан. "Машиностроитель")», которая уже собрала больше 340 подписей. В защиту животных выступают уже не только гомельские волонтёры, но и минские.
«Собаки имеют право дожить свой век дома. А санаторий и есть их дом» — оставила свой отзыв под петицией Ирина из Минска.
«Не вижу проблемы поставить собакам вольеры, чтобы не мешали днем, и выпускать сторожить ночью. Будто там круглый год всё забито отдыхающими и собаки мешают под ногами», — комментирует петицию Юлия из Гомеля.
Но на деле оказалось не всё так просто. Мы получили официальный комментарий от руководителя санатория, директора Звенигородской Натальи Олеговны.
«Вы должны прекрасно понимать, что санаторий — это учреждение, которое должно подчиняться санитарным нормам. Да, я новый руководитель, и я люблю закон. Я тоже люблю животных, у меня дома их много, поверьте. Но что касается закона — он должен соблюдаться. На сегодняшний день службы Центра гигиены и эпидемиологии запрещают нахождение животных на территории санатория, потому что должны соблюдаться санитарные нормы. На этой территории есть люди, и я должна заботиться в первую очередь о безопасности отдыхающих. Есть законодательство и мы должны подчиняться ему. Любите собак? Найдите им новый дом».
Действительно, по законодательству во многих учреждениях можно поставить собак на довольствие, построить им вольеры, сделать прививки и оформить нужные документы. Это было бы возможно на территории заводов или складов, которые работают по графику. Но в отношении санатория «Машиностроитель» это оказалось невозможным — санаторий работает 24 в сутки и имеет статус медицинского учреждения. И собакам здесь не место,пояснила в разговоре Наталья Олеговна.
Компромисс в отношении животных, которых лишили дома, пока так и не найден. И пока все спорят, что победит — бездушные правила или человеческое сострадание, — собаки продолжают оставаться в опасности в поисках дороги к дому, которого у них уже нет.