13.05.2022 / 15:05

Каким хотели сделать Мариуполь, но эти планы разрушила война.

«У нас были надежды и мечты, а теперь каждый увидел, как они становятся реальностью. У нас есть уверенность – городу по силам самые современные и амбициозные проекты..» Этими словами городского головы Мариуполя Вадима Бойченко начинается документ по стратегическому планированию города до 2030 года, реализацию которого перечеркнула война. Среди направлений – образование и культура, молодёжная политика, здравоохранение, экология и развитие транспортной сети.

 

О чем мечтал Мариуполь?

В городе должен был появиться парк развлечений, в документе его назвали «Мариупольским Диснейлендом». Здесь планировали построить также «самый крутой аквапарк в Украине с собственной уникальной идеей и философией». Его задачей было бы не только служить местом для развлечений, но и знакомить гостей с историей города и легендами.

Планировалось реконструкция одной из главных улиц города – бульвара Богдана Хмельницкого. Предполагалось сделать его уютной и комфортной территорией для пеших и велосипедных прогулок, занятий спортом и йогой.

«На бульваре появятся детская, баскетбольная и волейбольная площадки, поле для мини-футбола, скейтпарк, горка для катания на санках. Появятся оборудованные места для занятий настольным теннисом, шахматами, домино, а также для игр в бадминтон. Обновленный бульвар будет стимулировать всех, от мала до велика, вести физически активный способ жизни. Для тех, кто захочет побыть в тихой обстановке, предусмотрели зону отдыха, где можно пообщаться, почитать или полюбоваться красотой городского пейзажа», - говорится в документе, который есть в редакции Зелёного портала, но который удалили из сети после начала войны по соображениям безопасности

В городе собирались открыть Мариупольскую Малую Академию наук и первую IT-школу. Это позволило бы модернизировать систему внешкольного образования города и стимулировать развитие современного инновационного пространства.

Экология также являлась одним из приоритетных направлений, которому уделялось значительное внимание. В частности, в городе осуществляется непрерывный экологический мониторинг. Была организована работа передвижной лаборатории «Атмосфера» и оперативное информирование населения о результатах мониторинга состояния загрязнения окружающей среды.

В городе бы разработан проект модернизации наружного освещения. Планировалось заменить старые типы устройств на энергоэффективные светодиодные в целях экономии электроэнергии до 50% до 2025 года.

Предполагалась реконструкция системы биологической очистки стоков, чтобы не допустить загрязнения Азовского моря. Дождевую воду собирали и использовали бы повторно, например, для полива зелёных насаждений.

 

«Я презентовал проект, а в четыре утра мы проснулись от ракетного удара»

На первом фото сотрудник городского совета департамента транспорта Мариуполя Альбертас Тамашаускас презентует часть проекта, посвященную велотранспортной концепции города. На втором – участники работают над потенциальной картой веломаршрутов.

Воркшоп проходил до вечера 23 февраля 2022 года, а уже 24 февраля началась война.

Зелёный портал связался с Альбертасом и поговорил о том, каким должен быть современный город и какое будущее может ожидать Мариуполь, который нужно будет отстраивать с чистого листа.

«Буквально перед вторжением мы приняли городскую стратегию, в её рамках мы видели город устойчивой мобильности – с доступностью всех районов, самодостаточностью, максимальным развитием велосипедной и пешеходной инфраструктуры. Мы хотели переделать Мариуполь из автомобилецентричного города в город для людей.

Но пришла война и уничтожила город, и теперь мы ждём освобождения.

23 февраля концепция была презентована велосообществу, мы показали свои наработки, а также провели воркшоп, чтобы подтвердить или опровергнуть идеи департамента. Мы хотели сравнить, что сходится в наших взглядах, что людям нравится, а что нет, чтобы минимизировать ошибки и с максимальной пользой формировать новую велотранспотную сеть.

Я презентовал проект, а в четыре утра мы проснулись от ракетного удара –  в десяти километрах от моего дома ударили по аэропорту. С этого момента началась наша блокадная жизнь», - вспоминает Альбертас.

 

Пешком или на велосипеде – неизменная часть транспортной системы

Важной составляющей дизайна города является развитие транспортно-логистической системы. Практика городов, занимающих лидирующие позиции по комфорту проживания, показывает, что общественное пространство с концентрацией различный активностей необходимо формировать вокруг транспортных осей и узлов вне исторического центра.

Практика современных городов показывает, что приоритетность надаётся наиболее эффективным по провозной способности видам транспорта – трамваям, троллейбусам и автобусам. При этом передвижение пешком или на велосипеде должно быть неизменной составляющей транспортной системы.

«В Мариуполе уже была лучшая транспортная система Украины: более 90% перевозок выполняли троллейбусы, трамваи и автобусы высокой и повышенной вместимости.

Развитие велосипедной инфраструктуры мы разрабатывали совместно с велосообществом, запускали два опроса с запросом, насколько интересно людям велоперемещение, какие у них ключевые точки. Мы формировали воздушные линии, чтобы понимать куда и откуда люди ездят, чтобы исходя из этого распределять приоритеты движения», - говорит Альбертас.

В Мариуполе с каждым годом увеличивался уровень автомобилизации и нагрузка на улично-дорожную сеть. Следствие этого – хаотичное расположение парковок, автомобили оставляли на дорогах и тротуарах. Возникла необходимость в упорядочении и организации пространства для парковки, создании условий уменьшения нагрузок на улично-дорожную сеть города.

Развитие дорожной инфраструктуры с учётом вело- и пешеходной мобильности позволило бы реализовать принципы доступности за «15-20 минут» ко всем необходимым объектам инфраструктуры и уменьшить использование частных автомобилей.

 

«Пока непонятно откуда и куда люди будут ездить»

«Мой квартал уничтожен полностью. В доме, где я до войны жил с женой, полностью разрушены два подъезда. Мы жили в самой западной точке города и в первые дни думали, что это достаточно безопасное место, но потом город был окружен и практически уничтожен.

Мы мечтаем о том, чтобы все оккупационные войска отсюда исчезли или были уничтожены, потому что мы их сюда не звали. Потом мы хотим развивать город соответственно нашей стратегии. Но поскольку сейчас от города мало что осталось, нужно будет с нуля всё заново отстраивать.

Поэтому исходя из новой реальности нужно понимать, сколько жителей будут жить в городе, и с этим новыми вводными формировать новые планы. Сейчас, как бы цинично это не звучало, ключевые перемещения по городу происходят на велосипедах. Потому что транспорт и дороги разрушены. Я и сам во время блокады передвигался на велосипеде.

Мы пытались проанализировать дальнейшую ситуацию, но без оценки на месте это невозможно. Для того, чтобы формировать транспортную сеть, нужно понимать точки притяжения. Поскольку сейчас всё уничтожено, непонятно откуда и куда люди будут ездить», - говорит Альбертас.

В рамках довоенной стратегии к 2025 году планировалось снизить долю перевозок автобусами до 20%, чтобы 80% жителей перемещались электротранспортом. Власти города хотели масштабировать троллейбусную сеть так, чтобы транспорт мог заезжать в отдалённые районы.

 

От концепции спальных районов нужно уходить

Дизайн города предполагает планирование и развитие городского пространства, как сеть удобных самодостаточных районов, с независимыми системами жизнеобеспечения. Это должно быть органически соединенное безбарьерное пространство с развитой инфраструктурной сетью, существующей как единый организм.

«Наш типичный спальный район – дитя индустриализации и модернистского подхода к территории. Появлялся транспорт, им было удобно вывозить людей на работу из конкретной точки жилья. По сути, спальный район – это своеобразный человеческий комбинат, как его иногда называют в народе – «человейник». Есть точка работы, есть точка сна – между ними перемещение. От этой концепции нужно полностью уходить.

На мой субъективный взгляд, старые советские панельки вообще не имеет смысла восстанавливать. Нужно формировать самодостаточные кварталы, вместо десяти разрушенных «свечек» строить взаимосвязанную квартальную застройку с мультифункциональной структурой. Одновременно в квартале должен располагаться бизнес, жильё, кафе – всё, что нужно для жизни.

В контексте Мариуполя это всё пока «вилами по воде». Потому что до конца войны мы не понимаем, что у нас будет для исходной точки. Насколько я знаю, сейчас полностью уничтожена контактная сеть – троллейбусная и трамвайная. Поэтому на первых этапах восстановление транспорта будет исключительно за счёт автобусов, велосипедов и пешеходного движения», - считает Альбертас.

 

«Азовсталь»: из металлургического комбината в мемориал

Немаловажный вопрос – до войны множество людей работало на предприятиях «Азовсталь» и металлургическом комбинате имени Ильича. Это были крупные точки притяжения пассажиропотока и, в своё время, движение транспорта подстраивалось под выход людей из комбинатов.

«После войны такие точки, скорее всего, какое-то время будут отсутствовать. Возможно у комбината «Азовсталь» будет уже другая история, например, он станет мемориалом. Между собой с коллегами мы уже обсуждали, что есть пример музея Гуггенхейма в Бильбао (Испания), конечно, у него не такая трагическая предыстория, но аналогий можно провести много. Он тоже находится «на острове», тоже окружен рекой. Возможно эта территория станет новым центром города. Вариантов очень много. А производство может быть перенесено за город. Комбинат Ильича расположен в северной части города и, на мой взгляд, логичнее два предприятия поставить рядом за городом, а центр отдать людям.

Пока непонятно перемещение в учебные заведения, больницы и государственные учреждения, потому что все эти объекты тоже уничтожены. Осталась одна уцелевшая школа и больница. Переменных слишком много, по факту –  это рулетка. Можно сейчас планировать что угодно, но разбираться придётся уже только после войны», - считает Альбертас.

 

С чистого листа

Война изменила многие вещи. Это не то событие, в котором можно искать какие-то плюсы, но всё же стоит упомянуть, что уничтожение Мариуполя даст возможность построить его с чистого листа, сделать город удобным и современным.

«Из-за войны многие вещи, которые не решались годами, уже решились. Ни для кого не секрет, что в нашей стране было условное ментальное разделение на Запад и Восток. Сейчас этот вопрос настолько мелочный, что никто не только не вспоминает про него, но это даже является триггером того, что человек хочет устроить какой-то скандал. Такие проблемы ушли на второй план и сейчас люди максимально помогают друг другу. Война нас объединила и после неё наши города станут ещё лучше. Уровень единства людей и осознание уровня дальнейшего развития нашей страны очень воодушевляет», - считает Альбертас.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость