13.09.2024 / 12:09

Бурунди – маленькая страна в самом сердце Восточной Африки, которая редко попадает на первые полосы новостей, но здесь происходит нечто поистине важное. В этом беднейшем уголке мира, где сельское хозяйство – основа экономики и жизни большинства семей, женщины берут ситуацию в свои руки, создавая сельскохозяйственные кооперативы и меняя правила игры.

Председательница женского сельскохозяйственного кооператива Бухангана. Фото: Татьяна Гендель
Председательница женского сельскохозяйственного кооператива Бухангана. Фото: Татьяна Гендель

В Бурунди, где больше 80 % населения занимается сельским хозяйством, женские руки делают большую часть работы на полях. Но в стране, где традиции еще крепки, они сталкиваются с жесткими ограничениями. Земля и ресурсы по-прежнему принадлежат мужчинам, а доступ к кредитам и рынкам часто закрыт для тех, кто не имеет мужского плеча рядом. Это ставит под угрозу не только их способность зарабатывать, но и доступ к пище для их семей.

Несмотря на все эти преграды, некоторые женщины нашли свой путь – и он идет через совместную работу. Создавая сельскохозяйственные кооперативы, они не просто увеличивают урожай, но и прокладывают дорогу к экономической независимости и защите своих прав. 

Журналистка Зелёного портала Татьяна Гендель посетила один из таких кооперативов, где встретилась с председательницей и участницами, чтобы узнать из первых уст, как они превращают общую мечту о будущем в реальность.

Фото: Татьяна Гендель
Фото: Татьяна Гендель

 

Как земельное неравенство влияет на жизнь женщин-фермеров в Бурунди

На террасированных склонах гор раскинулось бесконечное лоскутное одеяло из кукурузных полей, банановых плантаций и участков маниоки. Одним из таких участков примерно в 30 соток владеют женщины трех соседних деревень в районе Ибихе. 

На фермерских землях держится экономика страны, где сельское хозяйство составляет почти 40 % ВВП и обеспечивает работой 90 % сельского населения. И в то же время более половины бурундийских семей живут в условиях хронического голода, а уровень задержки роста среди детей до пяти лет самый высокий в мире – 55,8 %.

В Бурунди женщины составляют большинство сельскохозяйственной рабочей силы. Они обрабатывают поля, выращивая основные культуры – кукурузу и маниок, чтобы накормить свои семьи.

Женщины отрабатывают 62 % всех рабочих часов, связанных с сельским хозяйством, но их труд по-прежнему недооценен и недоплачен. Они имеют ограниченный доступ к ресурсам и практически не участвуют в финансовых решениях из-за традиционных патриархальных установок. Женщины чаще остаются без еды, несмотря на их ключевую роль в обеспечении продовольствием.

Фото: Татьяна Гендель
Фото: Татьяна Гендель

Эти парадоксы активно обсуждаются в каждой инициативе по развитию сельских районов в Бурунди. В кооперативе Бухангана есть специальная образовательная комната с партами и проекторами, где женщины проводят образовательные мероприятия. Большая часть занятий сосредоточена на улучшении образования для девочек, предотвращении гендерного насилия и расширении доступа к микрофинансированию. 

Но мало кто готов говорить о системных проблемах, которые удерживают женщин в этих условиях, проблемах, которые лежат в самой основе распределения земли и собственности.

Фото: Татьяна Гендель
Фото: Татьяна Гендель

 

Земля как ключ к кризису

Проблема неравенства в Бурунди глубоко укоренена в системе землевладения и гендерной дискриминации. В стране, где географическая площадь ограничена, а население стремительно растёт, земля становится вопросом выживания. Сегодня около 73 % территории страны используется под сельское хозяйство, и эта цифра увеличилась на 142 % с 1960 года. Однако за тот же период население почти утроилось, а количество доступной еды на душу населения резко сократилось.

Типичное бурундийское хозяйство в 2022 году имело всего 0,27 га земли, в то время как для экономической стабильности семье нужно как минимум 0,9 га. Участки земли раздроблены и не могут обеспечивать достаточное количество калорий. Женщины, которые, по сути, являются сердцем сельского хозяйства Бурунди, страдают от этого больше всех.

«Хотя Конституция Бурунди на словах гарантирует равные права на владение землей, реальность выглядит иначе. Земля передается по традициям и неясным устным законам, в которых женщин почти не упоминают. Просто потому что так не принято. Практически вся земля в стране в незарегистрированной собственности, право на нее устанавливается устными соглашениями, и обычная практика – передача земли от отца к сыну», – рассказывает председательница кооператива Андрэа.

Фото: Татьяна Гендель
Фото: Татьяна Гендель

Традиции играют огромную роль: большинство жителей сельской местности считают, что право на землю должны иметь только мужчины.

В 2012 году исследование Afrobarometer показало, что в деревнях это убеждение особенно сильно. В результате большинство распределения земли происходит по патриархальным принципам, что исключает право женщин на собственность.

Наиболее явным примером дискриминации женщин становится передача земли по наследству. Согласно бурундийским обычаям, женщины не наследуют землю. Большинство женщин обрабатывают землю, принадлежащую их мужьям или родственникам мужского пола, что лишает их прав на стабильность и безопасность.

Фото: Татьяна Гендель
Фото: Татьяна Гендель

 

Доступ женщин к ресурсам – путь к продовольственной безопасности

Исследования по всему миру показывают: когда у женщин есть доступ к ресурсам и правам на землю, целые сообщества становятся более устойчивыми к кризисам и лучше обеспечены продовольствием. Ограниченный доступ к земле создает серьезные проблемы для женщин-фермеров и ставит под угрозу благополучие семей и сообществ. 

«Но если мы хотим решить проблему голода и неравенства в Бурунди, нужно начать с земли и с прав женщин на эту землю», – считает председательница.

Еще одна проблема – методы ведения сельского хозяйства.

«Когда земли мало, фермеры вынуждены прибегать к крайним мерам, которые истощают природные ресурсы и подрывают долгосрочное процветание ферм. В Бурунди это означает вырубку лесов, осушение болот, обработку крутых склонов и постоянные посадки на истощенной земле.

Такие методы наносят ущерб окружающей среде и представляют собой серьезные риски для производства продуктов питания. Женщины при этом страдают непропорционально больше: изменение климата и его последствия, такие как наводнения, оползни и деградация почв, только усиливают нашу уязвимость», – говорит Андрэа.

Владение землей, напротив, дает женщинам стимул инвестировать в устойчивые методы земледелия, учитывающие климатические изменения. Это повышает их сопротивляемость экстремальным климатическим условиям и способствует долгосрочному улучшению урожайности. 

Фото: Татьяна Гендель
Фото: Татьяна Гендель




 

Как это работает?

Работа в кооперативе начинается на рассвете, когда еще прохладно и солнце только поднимается над зелёными холмами. Женщины собираются на общем участке земли. Рабочие группы организуются в зависимости от времени года и нужд кооператива: некоторые женщины отправляются на посев, другие – на прополку или сбор урожая. В высокий сезон работать всем обязательно каждый день. В межсезонье работают по очереди. Мужчины, если они допущены к работе, выполняют вспомогательные функции: помогают носить воду, ремонтировать инвентарь или обрабатывать землю под руководством женщин.

Фото: Татьяна Гендель
Фото: Татьяна Гендель

Рабочий день делится на утреннюю и вечернюю смены с перерывом на обед, когда женщины собираются вместе, чтобы поделиться едой и обсудить важные вопросы.

Урожай, собранный с полей кооператива, распределяется с учетом текущих потребностей и сезонных приоритетов: часть идет на питание членов кооператива и их семей, другая часть – на продажу на местных рынках. Основной доход от продаж вкладывается в нужды кооператива: покупку семян, удобрений, инструментов и развитие местной инфраструктуры. Недавно в кооперативе появилось несколько общих коз. В планах – коровы и свиньи. Для них уже построили сараи.

Фото: Татьяна Гендель
Фото: Татьяна Гендель

Для хранения урожая используют общие амбары или склады, которые защищены от погодных условий и вредителей. У каждого амбара есть свои ответственные лица, которые следят за тем, чтобы распределение урожая было справедливым и прозрачно контролировалось всеми членами.

«Таким образом, в кооперативе каждая женщина чувствует свою значимость и вклад, а коллективная работа становится залогом продовольственной безопасности и экономической независимости для всех участниц», – говорит Андрэа.

Фото: Татьяна Гендель
Фото: Татьяна Гендель

 

Сила кооперативов

Фермерские кооперативы помогают объединять ресурсы, внедрять устойчивые методы земледелия и создавать защитные механизмы, которые усиливают устойчивость ферм к внешним потрясениям. Исследования показывают, что там, где у женщин есть доступ к земле, их участие в кооперативах резко возрастает, а вместе с этим – и урожайность. 

«У нашего кооператива есть доступ к большим рынкам, мы можем брать кредиты как в Бурунди, так и в соседних странах, нам предоставляют субсидии европейские и американские фонды. Мы можем коллективно закупать ресурсы, делиться передовыми технологиями и распределять риски. Это снижает затраты каждой отдельной женщины. Я даже скажу, что без кооператива такие привилегии было бы вообще невозможно получить», – делится своими мыслями председательница.

В Бурунди доступ к кооперативам часто открыт только тем, кого называют «главой семьи». И нередко этот самый «глава» может злоупотреблять алкоголем, тратить урожай на что угодно, только не на нужды семьи, или даже проигрывать землю в азартные игры. 

Чтобы избежать таких проблем, в кооперативе Бухангана приняли четкое правило: членами могут быть только женщины, а мужчины – лишь помогать им, и то на особых условиях.

Мужчинам запрещено претендовать на руководящие позиции, а чтобы получить доступ к работе в кооперативе, нужно пройти своеобразный «знак качества» – заслужить хорошую репутацию не только у своей жены, но и у соседок. Проще говоря, несколько женщин должны подтвердить, что кандидат – надежный и достойный доверия. Так в кооперативе трудятся 28 женщин и 12 проверенных мужчин. Муж самой Андрэа, кстати, в кооперативе не состоит, хотя Андрэа в нём с самой даты начала существования – 1984 года.

Фото: Татьяна Гендель
Фото: Татьяна Гендель

 

Земельная реформа: ожидание длиною в двадцать лет

С 2004 года Национальная ассамблея Бурунди неоднократно рассматривала реформы, которые могли бы расширить права женщин на наследование земли. Но за все эти годы ничего не изменилось. Страх, что предоставление женщинам прав на землю нарушит традиционный уклад жизни, держит реформы на замке. 

«Чтобы Бурунди достигло заявленных целей по развитию сельских районов и гендерному равенству, необходимо реформировать сам традиционный уклад жизни, обеспечив права женщин на землю – как индивидуально, так и коллективно», – считает Андрэа.

Фото: Татьяна Гендель
Фото: Татьяна Гендель

 

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость