По информации информагентство БелаПАН, по поручению вице-премьера Анатолия Калинина проект должны включить в Государственную инвестиционную программу на 2018 год. Помимо бюджетных средств, финансовую поддержку окажет Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и другие международные организации.
Проект кажется неосуществимым, но правительство упорно лоббирует его запуск. Этим летом проект обсуждался в Киеве, на заседании межправительственной украинско-белорусской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству 17-18 июля в Киеве. Зимой 2018 запланирована раунд переговоров с польской стороной – будут обсуждаться предложения о развитии портовой инфраструктуры, организации и перевозке грузов водным транспортом.
Зелёный портал решил напомнить, как сиюминутный экономический интерес может разрушить природу Полесья.
Международный водный путь – что это?
За названием, больше похожим на пищевой консервант, скрывается масштабный торговый путь, проходящий через Польшу, Беларусь и Украину. Он начинается в польском портовом городе Гданьск – проходит по рекам Висла и Западный Буг до Тересполя.
В Беларуси через Днепро-Бугский канал, реку Пину и Припять можно добраться до украинского Днепра. Таким образом, Е-40 соединяет бассейны Балтийского и Чёрного морей, а вся объем водного маршрута составляет более 2 тысяч километров.
Как считают инициаторы проекта, организация такого водного пути обеспечит рост торговых отношений между тремя странами.
Раз он выгоден, почему бы нам не поучаствовать?
Увы, не все так просто. Чтобы сделать полноценный путь «от моря до моря», необходимо провести еще ряд восстановительных работ. В Польше следует прорыть искусственный канал длинной около 160 км, а также модернизировать гидротехнические сооружения на Висле.
То же самое следует сделать в Украине и Беларуси – обновить Днепро-Бугский канал, расширить и «распрямить» фарватер Припяти и Днепра, построить новые водохранилища и т.п.
Все эти изменения потребуют колоссальных денежных средств (весь проект оценивается в 12 млрд евро), без учета потенциального ущерба природе, который они несут.
О каком ущербе идет речь?
Учёные и экологи опасаются, что в ходе строительства будут затронуты охраняемые природные территории Национального парка «Припятского», Полесского заповедника, в том числе 11 заказников республиканского и 6 – местного значения.
Экологи же говорят о прямой угрозе утраты редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений, ухудшения гидрологического режима, снижения рыбных запасов в случае реализации проекта.
«У нас хватает рек, которые были «спрямлены» искусственным путем, превращены в канал, посмотрите, что вокруг них теперь. Такая же участь ждет теперь и Припять:в канале вода не застаивается, здесь нет поворотов, омутов, вода быстро сбрасывается, как в канализации. А если еще и углубить этот канал под многотоннажные суда, то получим дренаж всего бассейна Припяти. И грунтовые воды будут уходить в канал, что влечет практически полную деградацию полесской природы», - рассказал в беседе Зелёному порталу директор ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны» Александр Винчевский..
По мнению эксперта, изменения окажутся катастрофическими для определенных видов животных и растений сразу, для других чуть позже.
«Сложно сказать – таких масштабных антропогенных вмешательств у нас не было, не с чем сравнить. <…> По сравнению с осушением болот [в 60-70-е годы ХХ века] здесь последствия могут быть намного серьезнее».
Против проекта выступили экозащитники Польши, Беларуси и Украины. Вместе они запустили кампанию Stop E-40 и опубликовали онлайн-петицию против проекта.
На данный момент она собрала 6 тыс. подписей. Недовольны проектом остались и администрации Национального парка «Припятский» и Полесского государственного радиационно-экологического заповедника.
Видео - Багна
Не понятно – так водный путь все-таки откроют или нет?
Никто не знает. Пока решение о восстановлении водного пути не принималось, а технико-экономическое обоснование проекта еще не принято на министерском уровне, не проведена оценка документов.
Юрист «Экодом» и член Комиссии по вопросам восстановления воднотранспортного соединения E-40 Сергей Магонов тоже скептически оценивает шанс скорого запуска водной магистрали по ряду причин:
«Во-первых, значительная часть Западного Буга в настоящее время несудоходна, и поскольку проходит по территориям Натура-2000, считается практически неприкосновенной. Есть предложение построить канал для соединения Мухавца с Вислой, протяженностью около ста километров, но эта инвестиция никогда не окупится. Во-вторых, нет даже тени проекта этого строительства. В-третьих, европейская рамочная водная директива запрещает спрямление русла рек, поэтому маловероятно, чтобы Припять подвергали такому воздействию за деньги Еврокомиссии. В-четвертых, по остальной части Е-40 суда вполне себе ходят, поэтому речь не идет о создании водного пути, лишь о поддержании его функциональности. В-пятых, уже который год уровень воды в Мухавце, Днепро-Бугском канале, Припяти не позволяет вести полноценную навигацию, и вода сама ниоткуда не возьмется», - говорит эксперт.
Помимо этого, для ряда работ необходимо проведение оценки воздействия на окружающую среду, в том числе – трансграничном контексте, поскольку углубление дна в Припяти сразу оказывает влияние на водопитающую систему, основная часть которой находится на украинской территории.
«Без надлежащей оценки и подтверждения экологической безопасности проекта Еврокомиссиия не даст ни цента, и об этом стоило бы напомнить как донорам, так и ответственным за реализацию. Демонстрируемый белорусским правительством энтузиазм скорее обусловлен желанием не остаться в стороне при дележке «грантового пирога», чтобы получить средства на поддержание инфраструктуры водных путей», - считает Сергей Магонов.
Чтобы этого не произошло, общественности нужно внимательно следить за развитием ситуации и активно участвовать в принятии решений, насколько это возможно в рамках действующего законодательства.
Когда будет разработан проект, он в любом случае будет проходить процедуру общественного обсуждения.