14.02.2022 / 11:02

Сообщество VEHA стало местом сохранения и осмысления беларусской истории повседневности. В этом году его участники представят новый архив «Людзi лесу», в котором отразится взаимодействие человека и природы.

1966 г., воз. Нарач, Мядзельскі р-н, Мінская вобл. Архіў Рамана Хацяловіча, даслаў Уладзімір Садоўскі
1966 г., воз. Нарач, Мядзельскі р-н, Мінская вобл. Архіў Рамана Хацяловіча, даслаў Уладзімір Садоўскі

Зелёный портал поговорил с кураторкой инициативы Лесей Пчёлкой о проекте.

- Расскажите, что это за инициатива VEHA?

- Это альтернативный архив фотографий, опыт по (вос)созданию визуальной истории. Мы собираем тематические коллекции, работаем с людьми, реконструируем их опыт переживания реальности. Это позволяет лучше понять, кто такие беларусы. Как они живут. Что за сообщество они собой представляют.

Как это делается? Мы выбираем определенную тему, которая чаще всего встречается в семейных архивах беларусов и беларусок. И начинаем сбор, призываем присылать фотографии, которые мы обрабатываем, каталогизируем и размещаем на сайте. Таким образом создаётся общедоступный архив, его могут использовать исследователи, журналисты, студенты.

Благодаря подобным инициативам удается сохранить культурное наследие, образ беларусской повседневности, который иначе мог бы исчезнуть.

1930-я гг. Палессе. Невядомая жанчына. Аўтар фота Якуб Хамэтоўскі. Архіў Зоф'і Хамянтоўскай. Fundacja Archeologia Fotografii
1930-я гг. Палессе. Невядомая жанчына. Аўтар фота Якуб Хамэтоўскі. Архіў Зоф'і Хамянтоўскай. Fundacja Archeologia Fotografii

После сбора архива мы проводим исследование, рассматриваем социальные, визуальные мотивы коллекции. Проводим этнографический, исторический, иной анализ — все зависит от тематики.

Также инициатива ставит целью популяризировать беларусскую любительскую фотографию, поэтому, кроме работы по созданию архива, мы проводим выставки. Чаще всего любительская или вернакулярная фотография не привлекает внимание музеев, так как считается недостаточно художественной.

С другой стороны, она менее постановочна, в ней на первый план выходят люди, их взаимодействие. Поэтому с точки зрения социального анализа, раскрытия специфики повседневности она может быть даже более значимой, чем художественная. Любительская фотография зачастую лучше передает особенности людей и их отношение к миру.

Чэрвень 1958 г., студэнты Беларускага лесатэхнічнага інстытуту (зараз БДТУ) на практыцы Архіў Генадзя Бацюкова Даслала Марына Бацюкова
Чэрвень 1958 г., студэнты Беларускага лесатэхнічнага інстытуту (зараз БДТУ) на практыцы Архіў Генадзя Бацюкова Даслала Марына Бацюкова

Поэтому мы популяризируем идею того, что семейные архивы — это важная часть истории сообщества.

Конечным результатом работы над темой становится книга, где собраны фотографии коллекции, дополненные исследовательскими текстами. Мы собираем цифровые копии для архива и поэтому важно перенести их затем из виртуального пространства в реальную жизнь. Это позволяет, например, сохранить архив в библиотеках. Делает его осязаемым. Поэтому по завершении работы над проектом мы стараемся сделать его более реальным, то есть печатаем книгу.

1960-я гг., Архіў Хрысціны Марчук
1960-я гг., Архіў Хрысціны Марчук

- В чем особенность проекта «Людзі леса»?

- Это наш третий проект. Планировали мы его давно, но только сейчас смогли подойти к реализации.

Для проектов мы отбираем темы, решаем, какие сюжеты из беларусской фотографии будем брать. Стараемся найти такие, которые не были бы похожи на сюжеты из других стран. Чтобы фотографии характеризовали нас как сообщество, реконструировали нашу визуальную историю.

Первый проект назывался «Найлепшы бок» и был посвящен фотографиям на фоне домотканых ковров. В основном это были портреты деревенских жителей середины XX века, у которых не было возможности фотографироваться в студии. И поэтому они использовали импровизированные пространства, где для фона вывешивались домотканые ковры.

1977-1978 гг. в. Красынічы, Ганцавіцкі р-н, Брэсцкай вобласці. Архіў Сяргея Ліневіча
1977-1978 гг. в. Красынічы, Ганцавіцкі р-н, Брэсцкай вобласці. Архіў Сяргея Ліневіча

Второй проект получился более этнографический и был посвящен свадьбам («Дзявочы вечар») и похоронам («Апошні фотаздымак»). Мы сравнили две традиции, две основные вехи повседневной жизни беларусской семьи. Две точки встречи.

Третий проект, на мой взгляд закрывающий предыдущие, посвящен теме леса. Тут мы делаем фокус на ландшафтах и взаимодействии с природой. Через призму проекта мы хотим рассмотреть, как беларусы воспринимают ландшафты, свои территории, обнаруживают связи с другими людьми, живущими на этой территории. То есть в этом проекте мы выходим за границы семьи, хотим проанализировать, как беларусы воспринимают мир, как они в нем себя визуально определяют.

1957 - 1960 гг., Валянціна Папко з сяброўкамі, в. Гаслаўшчына, Ляхавіцкі р-н, Брэстская вобл. Архіў Алены Шавялевіч
1957 - 1960 гг., Валянціна Папко з сяброўкамі, в. Гаслаўшчына, Ляхавіцкі р-н, Брэстская вобл. Архіў Алены Шавялевіч

Кроме того, нам стало интересно проанализировать, как в любительской фотографии представлено отношение и взаимодействие с живой природой, с деревьями, животными, растениями.

- Почему именно лес? Почему, например, не реки или озера?

- Реки – тоже хорошая тема. Может быть когда-нибудь сделаем про реки. Но мы подумали, что пространство леса больше говорит о какой-то территориальности, закрытости сообщества. Река – скорее такое открытое связующее пространство.

То, что мы видим, как мы видим и располагаем себя в ландшафте — все это определяет нас как людей, как сообщество. Сегодня мы живем уже в другом мире, где много виртуальных кодов. Но в середине двадцатого века для беларусов их пространственное самоопределение было ограничено ландшафтом, значительную часть которого составлял лес.

1970-я гг. Збіральніцы чарнікі в. Букча, Лельчыцкі р-н. Гомельская вобл. Фатограф Наталля Дораш Архіў Наталлі Дораш
1970-я гг. Збіральніцы чарнікі в. Букча, Лельчыцкі р-н. Гомельская вобл. Фатограф Наталля Дораш Архіў Наталлі Дораш

- Расскажите, как идет работа над проектом? Получается, что сейчас он находится на стадии сбора информации?

- Да, до 20 февраля мы собираем фотографии. Уже собрано почти 200 фотографий — это не так много на самом деле. В рамках предыдущих проектов нам присылали больше, но, возможно, тогда и тема была более широкая. Свадебные фотографии есть почти в каждой семье, а вот фотографий, связанных с лесом, сохранилось не так много.

Надеемся, что до дедлайна нам пришлют еще фотографии. Мы очень ждем их и, на мой взгляд, очень важно в той ситуации, в которой наше общество оказалось сегодня — продолжать делать вещи, связанные с нашей жизнью, нашей повседневностью. Продолжать осмысливать себя как сообщество, что позволит не только сохранить прошлое, но и заложить основы нашего взаимодействия в будущем.

1970-я гг. в. Букча, Лельчыцкі р-н. Гомельская вобл. Фатограф Наталля Дораш Архіў Наталлі Дораш
1970-я гг. в. Букча, Лельчыцкі р-н. Гомельская вобл. Фатограф Наталля Дораш Архіў Наталлі Дораш

Стоит отметить, что материал мы собираем не только у людей, но и обращаемся в этнографические и исторические музеи. Перед работой над каждым нашим проектом мы делаем рассылку по музеям Беларуси с просьбой предоставить материал. Таким образом мы стараемся выстроить мосты между пространствами консервации культуры и людьми, тем самым оживив архивы. Не станет исключением и эта коллекция.

Кроме сбора фотографий мы планируем провести две дискуссии, на которые пригласим экспертов, чтобы они смогли дать оценку архиву со своей профессиональной стороны, проанализировать ее.

Обычно перед началом сбора материала у нас уже есть какая-то концепция, которая зачастую меняется, когда мы заканчиваем работу. У нас может быть какое-то представление о прошлом, которое затем сталкивается с реальным, с фотографиями, и происходит трансформация. Поэтому опыт таких дискуссий — это хорошая возможность глубже проанализировать, переосмыслить.

1970-я гг., в. Букча, Лельчыцкі р-н. Гомельская вобл. Фатограф Наталля Дораш Архіў Наталлі Дораш
1970-я гг., в. Букча, Лельчыцкі р-н. Гомельская вобл. Фатограф Наталля Дораш Архіў Наталлі Дораш

Дискуссии будут проходить в онлайн-формате. Мы будем делать стримы в Facebook, к которым сможет присоединиться каждый желающий. Информацию о дате и времени проведения дискуссии вы найдете как в социальных сетях, так и на нашем сайте veha.by.

Результатом работы проекта должна стать публикация книги. К сожалению, в этом году книга будет издана не в Беларуси, а в Польше, но мы будем искать способы, чтобы ее можно было заказать и купить и в нашей стране. Все наши книги публикуются на беларусском языке с переводом на английский.

1958 г., Уладзімір Карунны (справа), г. Рэчыца, Гомельская вобл. Архіў Аляксандра Драгавоза
1958 г., Уладзімір Карунны (справа), г. Рэчыца, Гомельская вобл. Архіў Аляксандра Драгавоза

Также стоит отметить, что проекты участвуют в выставках. Например, в этом году на нас вышла кураторка из галереи KVOST (Берлин, Германия) и предложила поучаствовать в коллективной выставке «Upcoming. Belarusian Female Artists. Dialogue between the generations».

Ранее наши фотографии активно представлялись в Польше, Беларуси, других странах. Это, в частности, позволяло популяризировать беларусскую архивную фотографию в европейском культурном пространстве. 

- Скажите, фотографии архивов будут находиться в свободном доступе?

- Да. Их нельзя будет использовать в коммерческих целях, но если вы, например, проводите исследование, то можете обращаться к нашим архивам. Если вы захотите перепечатать материал или как-то его опубликовать, то надо будет связаться с инициативой VEHA по электронной почте. Мы никому не отказываем, просто для нас важно собирать информацию, где и что публикуется. Чаще всего мы получаем запросы об использовании фотографий из архивов от студентов, которые занимаются изучением этнографии и истории.

Конечно мы бы хотели, чтобы в будущем наш архив был доступен для всех, кто занимается исследованием Беларуси и ее повседневности.

1960-70-я, Мінскі р-н, Мінская вобл. Архіў Вольгі Бабковай
1960-70-я, Мінскі р-н, Мінская вобл. Архіў Вольгі Бабковай

Как отметила в интервью Леся, у нас зачастую не хватает времени заняться своей историей. Фотографии пылятся, мы теряем способность определить, кто на них изображен. Ведь спросить помощь в идентификации бывает уже не у кого. Семейные архивы теряются, их выкидывают, и вместе с ними исчезает наша история. Советское время отделило нас от восприятия своей персональной истории, однако к этому необходимо сегодня возвращаться, чтобы становиться сильнее.

Подобные VEHA инициативы призывают провести ревизию наших архивов. Помогают сохранить их. Поэтому если после прочтения интервью вы переберете фотографии вашей семьи, то это уже будет большой шаг к восстановлению и реконструкции идентичности.

А если среди фотографий вы найдете те, которые подойдут под тематику «Людзі леса», то оцифруйте их в хорошем качестве (минимум 2500 пикселей по короткому боку) и высылайте на адрес info@veha.by до 20 февраля. Виртуальные архивы позволяют не только лучше осмыслить беларусов как единое сообщество, но и сохранить прошлое для будущего.

 

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость