Зелёный портал поговорил с Натальей Корабельниковой, директором новой платформы Пина.бел, созданной для помощи различным зоозащитным проектам.
К счастью, далеко не все вокруг безразличны к проблемам бездомных животных. Немало людей считает, что мы в ответе за тех, кого приручили. А ведь каждая бездомная собака или кошка живёт на улице именно потому, что какой-то человек в прошлом решил выбросить своё животное на улицу.
Вероятно, найдётся несколько исключений – сбежавшие животные, которых по каким-то причинам не смогли найти, но их количество в общей массе бездомных псов и котов просто ничтожно.
Для помощи брошенным животным и их детёнышам люди создают приюты, ищут передержки, просят скидки в ветеринарных клиниках, собирают деньги «всем миром».
Зачастую всё это выглядит достаточно хаотично и разрозненно, и в этом безусловно нельзя винить собственно волонтёров – людей, которые тратят своё время, силы и деньги в попытках помочь как можно большему количеству животных. Но проблема разрозненности есть, и её тоже надо как-то решать.
Порой люди, которые хотят чем-то помочь зоозащитницам и зоозащитникам, попросту не знают, куда идти, кому звонить и что делать. Для того, чтобы таких ситуаций стало меньше, и была создана платформа Пина.бел.
Этот проект – попытка достучаться до тех, кому небезразличны судьбы бездомных животных, у каждого из которых есть своя грустная история.
По словам Натальи Корабельниковой, формат проекта был подсмотрен у журнала «Имена». Это платформа, объединяющая различные проекты, и все желающие помочь перечисляют деньги не на платформу, а непосредственно на конкретную инициативу.
«Нам понравилась идея того, что все движения средств абсолютно прозрачны, и что средства на конкретный проект собираются непосредственно в кошелёк этого проекта.»
Стерилизация, борьба с отстрелами, экстренная помощь бездомным животным
Пина.бел собирает различные проекты в одном месте, но сама ими не занимается. У каждой инициативы есть свой автор, и организаторам платформы не приходится вникать во все тонкости всех проектов, но в то же время они имеют полную картину происходящего и знают, куда именно идут собранные деньги.
Например, на платформе уже запущен проект Animalex Анастасии Жаврид. Эта инициатива направлена на содействие защите животных и предотвращение жестокого обращения с ними.
Анастасия проводит консультации и оказывает правовую поддержку по любым вопросам, связанным с животными (но только собаками и котами), ведёт кампанию по отмене отстрела и созданию пунктов временного содержания животных, работает с государственными органами в сфере защиты прав животных.
Платформа объединяет самостоятельные инициативы, и такой подход даёт возможность работать эффективно, не тратя при этом лишних денег на сложную организацию процесса.
«Если бы мы открыли организацию, которая самостоятельно вела бы все эти проекты,. я не представляю, какой должен быть штат людей, чтобы это успешно работало. Застраты на существование офиса и зарплаты сотрудников были бы просто космические. А тот вариант, который мы реализовываем, в этом плане очень удобен».
Тем не менее, один проект организаторы платформы пока что ведут самостоятельно. Это инициатива «Стерилизация – альтернатива отлову и убийству бездомных животных». Пока что не удалось договориться ни с кем из зоозащитников, чтобы они взяли на себя эту ответственность, но в будущем, возможно, что-то изменится.
Скоро на платформе стартует ещё один проект – он будет связан с оказанием экстренной помощи бездомным животным. Клиника доктора Чегодаева будет курировать эту инициативу, и в ней будет оказываться помощь жертвам живодёров, сбитым, избитым, порезанным, покусанным бездомным животным.
Проект специализируется именно на тех животных, у которых нет дома, потому что предполагается, что хозяева должны самостоятельно заботиться о своём животном или сами искать спонсорскую помощь (просить родственников, друзей и знакомых помочь оплатить счета).
Если человек хочет помочь, то он поможет и без душещипательных историй
Хоть создатели Пина.бел и вдохновлялись журналом «Имена» при создании платформы, во многом подходы этих проектов серьёзно отличаются.
«Имена» обращается к эмоциям, взывает к человечности, заставляет нас буквально кричать «ну почему мир такой несправедливый?» и даёт выход этим эмоциям: предлагает пожертвовать деньги, чтобы конкретная проблема как можно быстрее и эффективнее решилась.
Пина.бел не будет делать акцент на жутких историях. Эта платформа скорее для тех, кто уже хочет помочь, кого не надо уговаривать, кто без лишних напоминаний знает, как всё плохо.
«Можно написать много душещипательных историй со страшными и ужасными фотографиями убитых или покалеченных животных, но я считаю, что не очень этично давить на людей таким образом, - говорит Наталья. - Я знаю, что вокруг очень много людей, которые хотят помогать животным, но просто не знают, как это сделать. И мы даём им возможность дать деньги на то направление, которое им кажется особенно важно. Кого-то волнует отстрел бездомных животных – вот, пожалуйста, проект по оказанию юридической помощи Animalex. Кого-то особенно беспокоит, что на улицах умирает огромное количество бездомных щенков – пожалуйста, они могут поддержать проект по стерилизации. На мой взгляд, если человек хочет помочь, то он поможет. Для этого необязательно читать какие-то страшные истории».
По мнению Натальи, большинство людей видит, насколько ужасна ситуация с бездомными животными в нашей стране. У нас нет государственных приютов, на единственном в Минске пункте временного содержания котов и собак усыпляют, и в других городах дела с этим обстоят не лучше.
«Все это видят, здесь нет никакого секрета. Поэтому мне кажется, что достаточно просто описать проблему и наш вариант её решения. Если людям это будет близко, они сделают пожертвование, а если их эта тема не интересует в принципе, то неважно, насколько страшную историю мы им расскажем», - говорит директор платформы.
Государство может помочь
То, что делают зоозащитницы и зоозащитники – просто невероятно, но из-за отсутствия эффективного системного государственного подхода к защите прав животных ситуация в общем и целом практически не меняется.
Да, сейчас существует больше зоозащитных движений, чем, например, 10 лет назад, и стало больше пропаганды того, чтобы люди вместо покупки породистого животного брали кого-то из приюта, но бездомные животные как были, так и есть. И живодёры тоже никуда не исчезли.
Но самое главное, по словам Натальи, - это отсутствие государственной программы повсеместной стерилизации и кастрации бездомных животных и их чипирования. Также очень важно, чтобы появились государственные приюты и чтобы работал закон о жестоком обращении с животными.
Наталья рассказывает, что буквально неделю назад в Уручье была найдена собака со сломанной челюстью и разрезанным языком. С ней это сделал человек, и он наверняка будет продолжать издеваться над животными и дальше, ведь до сих пор он не понёс никакого наказания за свои действия.
Женщины, которые нашли пса, говорят, что это уже не первый такой случай. В милиции над ними просто посмеялись и сказали, что не будут никого искать.
«Надо, чтобы общество в целом стало более ответственно в вопросе обращения с животными, – говорит директор Пина.бел. - Мне очень нравится идея введения штрафов за выбрасывание животного на улицу. Такой подход дисциплинирует некоторых хозяев. Пока что, к сожалению, животное иногда берут, чтобы просто поиграться. Взяли на лето собаку, а осенью выбросили. А если бы у нас была отлажена схема повсеместного чипирования животных, и такие горе-хозяева получали бы штраф в несколько тысяч евро за то, что выкинули собаку, то они точно задумывались бы, брать ли животное, о котором они на самом деле не планируют должным образом заботиться».