Крапчатый суслик занесен в Красную книгу. За последние 80 лет его популяция на территории Беларуси сократилась более чем на 90%.
«В советское время с грызуном боролись как с вредителем, травили химией. В Западной Беларуси относились щадяще. А когда в 1939 году эти земли присоединили, там также началось активное освоение полей и уничтожение суслика катастрофическими темпами. Поля засевали монокультурами —рапсом, ячменем, а зверькам в таких условиях плохо живется», - делится несвижский зоолог Сергей Шокало.
Темой сохранения популяции заинтересовались только в 2010-х. В 2019 году было найдено 12 колоний сусликов. Теперь же их всего пять: в Копыльском и Несвижском районе. Охранный статус имеет только одна — в деревне Юшевичи.
По словам Сергея Шокало, поля, на которых живут суслики, при необходимости могут находиться в сельскохозяйственном обороте, но при соблюдении специальной технологии.
«Есть практика — щелевой подсев, при котором нарушается только верхний слой земли. Это не мешает сусликам. Но в колхозе такой техники нет. Поэтому они проводят глубинную вспашку».
Почему место обитания уничтоженной колонии сусликов не охранялось? Этот статус придают местные органы власти. В несвижской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды говорят, что этого не сделали, потому что паспорт места обитания редкого вида из Академии наук они не получали. Хотя про саму колонию знали.
«В прошлом году мы выезжали с учеными на поле, они ставили фотоловушки. Там было две-три норки, но на фотоловушки ни одного суслика не попало», — комментирует начальник инспекции Юрий Гринкевич.
Как объясняют зоологи, сусликов здесь сложно заметить, поскольку при такой малой численности они ведут себя чрезвычайно осторожно.
В Научно-практическом центре по биоресурсам НАН Беларуси объясняют механизм придания охранного статуса. Составляется паспорт места обитания редкого вида (и не обязательно это делает Академия наук). Наряду с паспортом составляется охранное обязательство землепользователя. Передается в районную инспекцию, а они перенаправляют документы в райисполком. Если паспорт был разработан не Академией наук, он идет на согласование в НАН, после чего райисполком документы утверждает.
Паспорт для уже бывшей колонии под Сейловичами просто не успели разработать.
Но даже если территория не имеет особого статуса, этот вид животных находится под охраной. Обычно предприятиям сообщают об ответственности за уничтожение зверьков (согласно статье 15.8 КоАП за нарушение требований по охране диких животных юридическому лицу грозит штраф от 25 до 400 базовых величин). Насчет этой небольшой, найденной год назад, колонии предупредить хозяйство «Сейловичи», в чьем пользовании находится поле, как видно, просто забыли.
Охраной сусликов вплотную занимается общественное объединение «Ахова птушак Бацькаўшчыны» (АПБ). Ее директор Александр Винчевский говорит, что проблема системная. Для колонии, найденной год назад, паспорт не успели сделать, но для остальных документы подавали еще в 2019 году. В райисполкоме их так и не подписали. Не произойдет ли то же самое с остальными полями?
«На встрече в исполкоме тогда заявляли, что там хорошая почва, что они потеряют миллионы из-за этих сусликов, мол, надо их переселять. Хотя некоторые поля, где живут суслики, на протяжении 15—20 лет никто не трогал. Почему они теперь понадобились? Вспашка — худшее, что может быть в ситуации с сусликом. Так, в прошлом году другое хозяйство вспахало поле, где жили зверьки — и только усложнило себе жизнь. Получилось, что несколько сусликов выжило и переселилось на соседнее поле. Теперь, по правилам, уже два поля придется охранять».