Конечно, новые дороги строятся с учётом широких велодорожек. На старых кое-где есть скромные попытки разделить потоки пешеходов и велосипедистов. О том, как это сделано, мы проверили, так сказать, на собственной шкуре, вооружившись сантиметровой лентой. И вот что обнаружили.
Как такового маршрута не было. Сначала мы «пересчитали» бордюры в центре города, в том числе на бульваре Космонавтов – там, где когда-то планировалось прочертить велополосу. Правда, дальше планов дело не пошло. В воскресный тёплый день на бульваре не слишком много пешеходов, поэтому особого дискомфорта в движении мы не почувствовали. В большинстве случаев бордюры идут почти вровень с проезжей частью. И если здесь всё же прорисуют разметку для велосипедистов, то ездить будет очень удобно. И не придётся нарушать правила.
За последние года два почти у всех высоких бордюров появились специфические асфальтированные съезды. Для инвалида-колясочника такая полумера – как мёртвому припарка, а вот велосипедисты говорят «большое спасибо» – это не травмирует транспорт на каждом повороте во дворе. Впрочем, сделано это не везде. На улице Халтурина обнаруживаем относительно старый бордюр высотой аж 15 сантиметров! О том, что такая высота недопустима по всем строительным нормам, строители, вероятно забыли.
Наша следующая цель – добраться до микрорайона «Восток». Именно здесь несколько лет назад вдоль улицы Московская очертили заметную полосу для велосипедистов. Сделано всё не бесспорно, но это ведь только начало. Добираемся до Кобринского моста. И вот он – первый знак на тротуаре, который сообщает, что здесь начинается велодвижение! По выщербленному асфальту мы пересекаем мост и тут… первая несуразность. Пересекаем рельсы и обнаруживаем перекрёсток с улицей Сикорского без единого обозначения на дороге, что велосипедам здесь двигаться разрешено. Окончание велодорожки в конце моста знаками не отмечено, разметки для тех, кто передвигается на экологически чистом транспорте, тоже нет. Велосипедисты, ехавшие нам навстречу, безо всякой задней мысли проезжали перекресток, не спешиваясь. Собственно, так сделали и мы.
Велополоса на Московской узкая. В некоторых местах – меньше 60 см. Ширина руля одного из наших велосипедов – 64 см. Благо, до начала спальных микрорайонов пешеходов здесь немного, поэтому можно без особого дискомфорта передвигаться по всему тротуару. Впрочем, те редкие прохожие, которые встречались нам на пути, похоже, совсем не знакомы с этим аспектом Правил дорожного движения. И при наличии достаточного места на пешеходной части тротуара почему-то так и норовили идти по дороге, где нарисован велосипед.
Мы доезжаем до улицы Советской конституции. Здесь – один из немногих в городе перекрёсток с разметкой для велосипедистов. И, наверное, самый большой. Хотя на Московской надо было бы прочертить разметку на перекрёстке с улицей Пионерской. Пешеходный переход регулируется светофором, почему бы не отвести полосу для велосипедистов? Ведь по нынешним Правилам дорожного движения они в этом месте должны спешиваться на переходе.
Собственно, в этом месте основная часть нашего путешествия подошла к концу. Лишь точечно хотелось бы обозначить дополнительные нюансы, с которым сталкиваются велосипедисты, путешествуя по городу.
- На улице Янки Купалы новые тротуары цветом разделены на зоны для пешеходов и велосипедистов, однако нет разметки. Это значит, что тротуар считается только пешеходным. Велосипедисты могут по нему ездить, однако приоритет у пешеходов.
- Ширина тротуара на «горбатом» мосту – не больше 50 см. Разъехаться пешеходу и велосипедисту на нём просто нереально. Большинство, рискуя жизнь, едут по проезжей части.
- Пешеходный мост на железнодорожном вокзале создан для того, чтобы велосипедисты качали «бицуху». Потому что никаких пандусов на нём не предусмотрено. И, похоже, не будет предусмотрено.
- Брестская крепость по-прежнему зона, свободная от велосипедов, хотя было объявлено, что в ней будут разработаны веломаршруты.
Мы попросили прокомментировать «велосипедную ситуацию» в Бресте Александра Знахарчука, велосипедиста со стажем. В 2014 году Александр совершил велопереезд из Праги в Брест, а в 2016 году путешествовал по зимним Альпам на велосипеде.
«К сожалению, у нас с велодвижением всё очень плохо. С велосипедистами борются! В Европе приоритет транспорта приблизительно такой: трамвай – велосипед – машина. У трамвая только потому приоритет, что он не может съехать с пути и нельзя расписание нарушать. А у нас беларусские водители в большинстве своём стараются ещё и прижать велосипедиста. В Чехии никто не будет сигналить человеку, который ездит на двухколесном транспорте: спокойно подождут, пока можно будет безопасно обогнать. На велосипедах здесь ездят практически все. Меня же на родине в мае оштрафовали за езду по проезжей части (в Европе, наоборот, по тротуарам ездить запрещено), так что улучшений я никаких не замечаю. И не думаю, что что-то измениться, пока главные чины не выберут велосипед в качестве основного транспорта для поездки на работу. Может быть, они и хотели бы сделать как лучше, но они ведь не знаю, что и как надо делать. Им пока не понятно, что велосипед – не развлечение для выходных, а ежедневный транспорт. Только когда чиновники это осознают, что-то начнёт двигаться.
У меня есть два примера из соседних стран, где велодвижение начало развиваться совсем недавно. Ещё семь лет назад Прагу и Вроцлав трудно было назвать дружественными велосипедистам городами. Но посмотрите, что сейчас. Весь центр Вроцлава опоясан дорожками. Пять лет назад здесь не было ничего, кроме инициативы. В Праге ежегодно открывают новые трассы. Весной открыли тоннель, который проходит под всем центром города, а на разгрузившихся дорогах одну полосу отдали под велосипед. Это при том, что Прага – крайне сложный город для передвижения на любом транспорте из-за плотной застройки».