Послушать подкаст "Экологические хроники войны" на Spotify
Послушать подкаст "Экологические хроники войны" на Google Podcasts
Послушать подкаст "Экологические хроники войны" на Apple Podcasts
Удары по энергосистеме приводят к комплексным последствиям
С приближением зимы все отчетливее становится главная цель российских агрессоров — уничтожить энергосистему Украины, что фактически можно приравнять к террористическим действиям против мирного населения.
Конечно же, удары по энергосистеме означают и прямую угрозу для окружающей среды. Они приводят к нарушению работы очистных сооружений, провоцируют более активное использование углеродного топлива – как дизельных генераторов, так и дров для отопления помещений. Что, например, имеет непосредственное влияние на вырубку лесов.
Так, эксперт Украинской природоохранной группы Егор Гриник обращает внимание на ослабление природоохранного законодательства в плане защиты лесов. В частности, в этом году был отменен «сезон тишины», на правовом уровне разрешили вырубки, которые ранее были запрещены.
Речь идет именно об официальной лесозаготовке. Последствия стихийного уничтожения лесов с целью сбора дров перед холодной и тяжелой зимой пока сложно подсчитать. При этом не стоит забывать, что проведение любых лесопользовательских действий на некогда оккупированных территориях (а это и Киевщина, и Черниговщина) опасно для жизни. Многие территории до сих пор заминированы.
Первого ноября на встрече с Кадри Симсон, комиссаркой Евросоюза по вопросам энергетики, президент Украины Владимир Зеленский заявил, что в результате обстрелов российскими войсками повреждено до 40% энергосистемы Украины. Отметим, что это заявление было сделано до 15-16 ноября, когда страна подверглась наиболее массированному удару. В частности, в эти дни по причине обстрела подстанций вынужденно была остановлена работа двух АЭС — Ровенской и Хмельницкой.
Как сообщает Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины, 23 ноября в результате массированной атаки произошло первое за все время войны вынужденное отключение всех четырех украинских АЭС. Из-за обстрела подстанций прекратилось снабжение энергоблоков электроэнергией, что привело к аварийному отключению реакторов от сети, запустило процесс охлаждения и переход на работу станций за счет дизельных генераторов. На следующий день снабжение электроэнергией было восстановлено.
Экологические последствия целенаправленных ударов по энергосистеме и, в частности, по хранилищам углеродного топлива, которые с начала войны осуществляет Россия, были представлены в ноябре в рамках совместного исследовательского проекта CEOBS (Conflict and Environment Observatory) и Zoi Environment Work.
Как отмечают исследователи, каждый пожар на нефтехранилище или теплоэлектростанции в мирное время уже бы рассматривался как экологическая катастрофа. За время вторжения ежемесячно наносятся десятки ударов только по инфраструктуре углеродного топлива.
На примере конкретного анализа обстрела нефтехранилища в Калиновке 24 марта 2022 года исследователи наглядно показали последствия для окружающей среды, среди которых: значительные выбросы СО2 в результате пожаров, долгосрочные «нефтяные пятна», приводящие к загрязнению почв и грунтовых вод, и, как следствие, гибели живой природы.
Украинский павильон и тема войны на COP 27
С 6 по 27 ноября в Шарм-Эль-Шейхе, Египет, проходил саммит сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Впервые на нем собственный павильон представила Украина, которая смогла организовать от трех до четырех встреч ежедневно и привлечь внимание широкой аудитории к вопросам экологических последствий войны и «зелёного восстановления» Украины.
До начала саммита у экспертов возникали вопросы, как пройдут климатические переговоры в условиях вызванного вторжением России кризиса. Насколько эффективными будут обсуждения климатических дипломатов.
В результате саммит наглядно показал разницу подходов. Российская делегация вела себя тихо, запомнилась лоббистскими высказываниями в поддержку атомной генерации, заявлениями о неготовности мира сегодня отказаться от углеродного топлива, озвученными сомнениями в том, что именно человеческое общество является основным фактором нынешнего изменения климата и анекдотическим предложением Вячеслава Фетисова, бывшего хоккеиста и главы Всероссийского общества охраны природы, сыграть в хоккей на атомном ледоколе в Арктике. Как следствие, Россия получила «Ископаемое дня» и претендовала на статус «Ископаемого года» от международной экологической организации CAN International.
Украина не только смогла удачно стилизовать павильон, сделав его в виде воронки, оставленной взрывом, но и в целом продемонстрировала заинтересованность в современной зелёной повестке и готовность включать ее на всех уровнях общества и государства.
Много говорили не только об экологических последствиях войны, но и о том, как страна будет восстанавливаться после ее окончания. И тут представители Украины активно заявляли, что планируют использовать трагедию вторжения для полного преображения государства и общества. Как отметила координаторка программы «Изменение климата и энергетическая политика» Фонда им. Гейнриха Бёлля, Бюро Киев – Украина, Оксана Алиева: «Зеленое восстановление может быть использовано как исходная точка не только для декарбонизации и экологической модернизации, но и для социальных трансформаций».
Так, при развитии новой «зелёной» Украины, которая сыграет важную роль в достижении климатической нейтральности Европы, будут учтены вопросы энергетической независимости, основанной на возобновляемых источниках энергии, будет развиваться органическое сельское хозяйство, будут разработаны и реализованы проекты по устойчивому экологическому городскому планированию и транспортной логистике. Также особое внимание будет уделено гендерному равенству, справедливой трансформации, социальным проектам по переходу от построенного на углеродном топливе производства и индустрии к экологически дружественной инфраструктуре.
Можно сказать, что Украина планирует после окончания войны реализовать те модели и наработки, которые Европа и весь мир хотели бы применить у себя дома, но по ряду ретроградных тенденций в обществе не могут. Что, кстати, делает страну весьма перспективной для внешних инвестиций.
Конечно, большинство участников COP 27 интересовало непосредственное влияние войны на изменение климата. Так, на одном из сайд-ивентов было представлено независимое исследование «Ущерб климату, вызванный войной России в Украине», проведенное ClimateFocus.
В нем, в частности, говорилось, что начиная с февраля 2022 года, выбросы СО2, непосредственно связанные с вторжением России, составили 82,8 миллиона тонн. Из них 23,8 миллиона вызваны пожарами, возникшими в результате военных действий, 8,9 миллионов – непосредственно связаны с боевыми действиями, 1,4 миллиона связано с движением беженцев и внутренне перемещенных лиц.
Для сравнения, выбросы СО2 в Украине в 2021 году составили 179 миллионов тонн. То есть выбросы, связанные с войной, составили практически половину от довоенного периода. И хотя в результате вторжения в Украине прекратилась работа гражданской авиации, были остановлены крупные предприятия, тем не менее очевидно, что военные действия оказывают крайне негативное воздействие на окружающую среду и климат. Как утверждает Минприроды, по сравнению с 2021 годом уже приходится говорить об увеличении выбросов в Украине на 23%.
Исследование по теме «Отходы войны: вызовы для Украины, влияние на окружающую среду и климат» представили Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины совместно с ARENA3. В нем сообщается, что за время войны в стране было произведено около 15,2 миллиардов тонн отходов – в основном в результате разрушения и повреждения домов. Более 325 тысяч тонн отходов составляет сгоревшая российская техника.
На большинстве мероприятий, посвященных экологическим последствиям войны, отмечалось, что работа по определению негативного влияния только начинается. Для ее оптимизации, в частности, планируется создать глобальную цифровую платформу для оценки ущерба окружающей среды. Также представители Украины предлагают оптимизировать и модернизировать международные протоколы, которые проводят не только оценку ущерба для окружающей среды в результате военных конфликтов, но и находят быстрые механизмы для компенсации.
Стоит отметить роль украинских гражданских объединений и инициатив в том, чтобы трагические события в Украине стали переломным моментом не только для страны, но и для всего мира. Так, инициатива Razom we stand продолжает кампанию, в рамках которой призывает Европу и другие страны мира к отказу от российского углеродного топлива и более активному использованию возобновляемой энергетики.
Активисты провели акцию протеста во время выступления российской делегации, которое проходило как раз в день самого массированного удара по городам Украины 15-16 ноября. То, что главное выступление российской делегации на COP 27 совпало с обстрелом городов в Украине, еще раз наглядно показало цинизм нынешней российской климатической политики.
Гибель морских млекопитающих и негативное влияние войны на экосистемы Черного и Каспийского морей
В конце ноября на Мальте прошла встреча представителей стран-подписантов Соглашения о сохранении китообразных Черного и Средиземного морей и прилегающих районов Атлантики (The Agreement on the Conservation of Cetaceans of the Black Sea, Mediterranean Sea and contiguous Atlantic area (ACCOBAMS)), на которой, в частности, обсуждался вопрос массовой гибели дельфинов в Черном море.
Украина является страной-участницей соглашения. Во время конференции представители Министерства защиты окружающей среды и представители Министерства иностранных дел Украины сделали заявление о необходимости усиления защиты китообразных Черного моря.
С начала войны фиксируется увеличение гибели всех трех видов дельфинов. Морские млекопитающие буквально ослепляются сонарами подводных лодок, страдают от загрязнения, вызванного токсичным топливом ракет и кораблей, сталкиваются с заминированием акваторий.
Представители Украины предложили создать совместно с партнерами центр реабилитации дельфинов «Афалина» на базе Национального природного парка «Тузлинские лиманы». Он займется реабилитацией пострадавших от войны животных и восстановлением популяции. Что является важным вопросом, так как до войны дельфины рожали детенышей раз в два-три года и высока вероятность, что вызванный военными действиями стресс негативно повлияет на репродуктивные способности морских млекопитающих.
Также в первых числах декабря на российский берег Каспийского моря было вынесено более двух тысяч трупов тюленей. Как пишет Kedr.Media, проведенная предварительная экспертиза показала, что животные погибли две недели назад, то есть в промежутке между 15-23 ноября. В дни наиболее массированных обстрелов территории Украины, значительная часть которых наносилась как раз из акватории Каспийского моря.
Пока нет официального заявления о причине массовой гибели тюленей. Проведенная экспертиза не зафиксировала следов насильственной смерти или отравления тяжелыми металлами и пестицидами.
По основной версии, тюлени погибли из-за выбросов природного газа, которые случаются в Каспийском море. Однако, как и в случае с массовой гибелью дельфинов в Черном море, эксперты склоняются к комплексной причине. В результате изменения окружающей среды по причине изменения климата и увеличения вирусных заболеваний, вызванного стоками из городских агломераций, животные оказались ослаблены и более восприимчивы к негативным факторам. Одним из которых вполне могло стать повышение военной активности в акватории Каспийского моря. Вызванный стресс вкупе с отравлением мог привести к массовой гибели животных.
* * *
К сожалению, в декабре Россия скорее всего продолжит обстрел энергетической инфраструктуры Украины. Это приведет к росту выбросов парниковых газов, так как основным источником получения электроэнергии и тепла для страны остается генерация энергии с помощью ископаемого топлива. С учетом вероятных блэкаутов АЭС, пока активно будет использоваться нефть, газ и уголь.
Тем не менее Украина уже сегодня делает ставку на более энергоэффективные решения, которые могут начинать вводиться даже во время войны. Также продолжается постепенная деоккупация территорий, а это значит – освобождение новых заповедников, национальных парков. Не останавливается обсуждение экологических последствий войны и на международном уровне. Так, например, 14 декабря под эгидой Stockholm International Peace Research Institute пройдет конференция о «зелёном» восстановлении Украины.
Мы же будем продолжать следить за экологическими последствиями войны и рассказывать вам о самом важном. До встречи в новом году. Пусть он принесет нам мир и победу.