— Нам понадобится более 550 млн долларов на покупку электроэнергии от блок-станций, которые работают на ВИЭ. При этом чистая прибыль «Белэнерго», например, за 2016 год составила немногим большее 200 млн долларов. Мы не сможем нести эти обязательства перед поставщиками такой электроэнергии за счет средств «Белэнерго», – заявил заместитель министра энергетики Вадим Закревский.
Получается, власти хотят поставить крест на развитии альтернативной энергетики?
Нистюк: в регионы поставлять энергию с БелАЭС будет крайне невыгодно
— Это ведомственный интерес Министерства энергетики, который нельзя назвать согласованным мнением беларусского правительства. Некоторые депутаты и даже министерства не поддерживают такую позицию. Кроме этого, в Беларуси есть закон, в котором прописана тарифная политика, правила антимонопольной торговли, – отмечает директор ассоциации «Возобновляемая энергетика» Владимир Нистюк.
По его словам, и президентский указ № 209 от 18 мая 2015 года «Об использовании возобновляемых источников энергии» гарантирует инвесторам «неизменность повышающего коэффициента к тарифу при приобретении электроэнергии из ВИЭ энергоснабжающими организациями в течение первых 10 лет эксплуатации энергоустановок».
Желание Министерства энергетики притормозить развитие альтернативной энергетики, по мнению эксперта, скорее всего, обусловлено тем, что после запуска АЭС в стране возникнут излишки энергии.
– Проблема в том, что журавль – атомная электростанция – ещё в небе, а синичку из кулака Беларусь спешит выпустить. Надо разумно диверсифицировать источники энергии. Ведь в регионы за сотни километров поставлять энергию с БелАЭС будет крайне невыгодно. При потерях 9% энергии в сетях – это экономическое преступление, – подчеркивает Владимир Нистюк.
Кучук: зависеть от ветра и солнца проще, чем от АЭС
Заместитель председателя Беларусской партии «Зелёные» Дмитрий Кучук отмечает,что сейчас некоторые страны уходят от квотирования «зелёной» электроэнергии, потому что она становится одной из самых дешёвых. Но в отличие от Беларуси, по словам эксперта, в западных странах альтернативная энергетика уже вышла на самоокупаемость или близка к ней. Например, в США стоимость возобновляемой энергии снизилась до уровня традиционной.
По данным Международного энергетического агентство (IEA), в принципе цены на альтернативную энергию за последние восемь лет снизились в 2-3 раза.
Возобновляемые источники энергии – самый быстрорастущий сегмент мировой энергетики. Согласно прогнозам Energy Outlook 2035, в ближайшие 20 лет их потребление увеличится в четыре раза, солнечная и ветроэнергетика будут на равных конкурировать за инвестиции с газовыми и угольными проектами.
Как считают беларусские эксперты, если власти будут постоянно менять правила игры, то инвесторы откажутся вкладывать средства не только в зелёную энергетику, но и вообще в экономику Беларуси.
— В большей же степени развитию альтернативной энергетики будет препятствовать БелАЭС, которая перекроет основную часть энергетического спроса и убьёт возможности развития зелёной энергетики, — говорит Дмитрий Кучук.
Вместе с тем заместитель председателя Беларусской партии «Зелёные» подчёркивает, что делать упор на альтернативную энергетику Беларуси было бы выгодней как экономически, так и с учётом взятых на себя обязательств по международному климатическому договору.
Немецкие эксперты оценивают «зелёный» энергетический потенциал Беларуси в 18-20% к 2020 году. К тому же альтернативная энергетика существенно снизила бы зависимость Беларуси от российских природных ресурсов, да и от будущей отечественной атомной станции.
– Зависеть от ветра и солнца проще, чем от АЭС. При необходимости станции, генерирующие «зелёную» энергию, можно в любой момент безболезненно остановить. У атомной станции такого варианта нет. Она будет работать вхолостую, даже если в стране будет избыток энергии, – отмечает Дмитрий Кучук.