15.02.2018 / 10:02

В то время как зоозащитники выступают за ужесточение контроля и введение новых запретов, а охотники лоббируют смягчение соответствующих законов, растет стратистика туристов, въезжающих в нашу страну с целью охоты на животных. По официальным данным, один только «безвиз» увеличил приток охотников-иностранцев на 30%. 

Беларусь имеет весьма противоречивый имидж, и проблема не только в том, что мы остались последней страной в Европе, применяющую смертную казнь. В последние годы государство активно пытается развивать въездной туризм, но единой концепции, какой образ страны мы хотим презентовать, кажется, всё ещё нет.

Если бы такая концепция была разработана, то вряд ли с одинаковым усердством Беларусь пытались разрекламировать и как страну, где можно наслаждаться дикой природой, и как весьма подходящее для охоты место.

Любовь к дикой природе не очень сочетается с убийством диких животных исключительно ради забавы.

И пока The Telegraph включает в список «50 наилучших идей, как провести отпуск на дикой природе» наблюдение за волками в Беларуси, десятки беларусских и зарубежных компаний предлагают иностранцам помощь в организации охотничьих туров в нашу страну.

Споры об этичности охоты как таковой не утихнут, наверное, никогда. Но всё же хотелось бы видеть каку-то последовательность в отношении этого вопроса в Беларуси.

К сожалению, единственная логическая система, в котору списываются действия государства относительно регламентирования охоты, - это «многое, конечно, запрещено, но если очень хочется, то так уж и быть».

Власти пытаются балансировать между защитой дикой природы и развитием охотничьего туризма, но у них плохо получается.

К примеру,  якобы введен мораторий на охоту на волка в Беловежской пуще, но фактически этот мораторий сам по себе не имеет юридической силы, а является частью научно-исследовательского договора с «Аховай птушак Бацькаўшчыны». И когда Александр Винчевский высказывает опасения по поводу того, что даже в рамках существующего соглашения не прописаны сроки действия моратория, его никак нельзя обвинить в излишнем пессимизме.

 

Красная книга защищает не весь вид, а только здоровых особей

Красная Книга тоже, увы, не защищает животных в полной мере. Всё продумано: законом предусмотрена возможность «выведения» животного в резервный генофонд по причине здоровья. Так что и на зубра в Беларуси тоже можно охотиться, - это разрешено Указом №580.

Статья 130. В Республике Беларусь разрешается изъятие зубров резервного генофонда, в том числе путем организации охоты, в соответствии с настоящими Правилами и Правилами охраны и рационального использования зубров, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь.

Совет Министров принял в 2007 году постановление №1408, в котором описано, при каких условиях зубры попадают в резервный генофонд: «к особям резервного генофонда, разрешенным к отстрелу, относятся самки старше 18 лет и самцы старше 14 лет, молодые самцы, изгнанные из стада во время яра, мигрировавшие на расстояние более 50 километров и не вернувшиеся обратно в течение трех месяцев, животные с длительным истощением, смертельно больные или травмированные зубры, особи, рожденные с отклонениями в физическом развитии».

Уровень пафоса разговоров о Красной Книге и защите вымирающих видов заметно снижается, если помнить о том, что под защитой государства находятся лишь те особи вымирающего вида, которые достаточно здоровы.

Безусловно, возникают вопросы не только об уместности самого факта, что на зубров можно охотиться, но и о прозрачности самой процедуры признания  зубра частью резервного генофонда. Охота на зубра обходится дороже всех остальных (ЧНПУП «Автоматизированные технологии туризма» указывает, что средняя стоимость трофейной охоты на зубра для иностранцев (трёхдневный тур) – 6365 евро), и это дополнительный повод для сомнений в том, что правила перевода зубров в резервный генофонд всегда соблюдаются в полном объёме.

 

Спрос есть

В марте 2017 года начальник отдела охотничьего хозяйства Министерства лесного хозяйства Сергей Шостаков заявлял, что охота является одной из основных статей дохода от въездного туризма. По его словам, за 2016 год количество иностранных охотников в нашей стране увеличилось на 19% по сравнению с 2015 годом. Шла речь и о том, что росту популярности охотничьего туризма поспособствовало установление безвизового режима (при условии, что срок пребывания составляет не более 5 дней).

На сайтах компаний, специализирующихся на охотничьих турах, можно почитать отзывы иностранцев об охоте в Беларуси. Так, например, Джованни из Италии приезжал в Беларусь охотиться на гусей в апреле 2016 года и остался восхищён красотой нашей природы и гостеприимством людей.

Он пишет, что даже в Шотландии не стрелял так много, как здесь, и что намерен приезжать к нам снова. Питер из Австрии приезжал охотиться на волка и остался очень доволен, - пишет, что заполучил здесь третий в своей жизни волчий трофей.

Охотники с удовольствием рассказывают, как предвкушали стрельбу и как радовались, когда добивались своего.

«Иностранные туристы интересуются добычей видов, охота на которые у них запрещена. Это — лось, глухарь, волк. В прошлом году было добыто рекордное количества волка — свыше 1.700 голов», - говорит Сергей Шостаков.

Хорошо это или плохо – ответ в данном случае спорный, потому что зависит в первую очередь от того, с чьей позиции смотреть на ситуацию. Туристические агентства и другие заинтересованные компании наверняка рады, если большее количество людей будут приезжать в Беларусь, чтобы убивать диких животных.  А вот сами животные вряд ли заинтересованы в том, чтобы в нашей стране развивался именно этот вид туризма.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость