15.04.2019 / 09:04

Одни приходят в тему «эко» по зову души, других подталкивают к этому сложившиеся обстоятельства. Очередная героиня цикла о людях «эко» – 31-летняя Юлия Ничипорук, та самая мама из «Дела снеговика».

Дом за городом был нашей большой мечтой

Наш дом находится в деревне Шебрин, на расстоянии 1,8 км от территории строящегося завода АКБ – это очень близко… Место у нас хорошее: красивая природа, рядом река, летом многие приезжают сюда из города отдохнуть. Завод там совсем не к месту…

Муж вложил в строительство дома немало сил и труда, работая на двух работах. Мы живем там 3,5 года, у нас еще много чего недоделано и недостроено. Сейчас не понимаем, есть ли смысл доделывать…

Мы с самого начала старались сделать свое место жительства максимально экологичным для детей. Когда делали ремонт, кое-что покупали дороже, но безопаснее: деревянную мебель в детские комнаты, бумажные обои и т. д. Овощи-фрукты я выращиваю в своем огороде безо всяких химических обработок, дети смело едят клубнику или огурцы прямо с грядки.

На сегодняшний день у нас нет готового решения, как выходить из ситуации, если завод все-таки запустят. Много разговаривали об этом с мужем.

Мы хотим жить в нашем доме. Решиться на его продажу рука не поднимается – это как вырвать из себя какую-то часть. Да и чисто с человеческой позиции: если я там боюсь жить, то почему предлагаю это кому-то, – я же понимаю опасность соседства с заводом. Может кто-то не захочет вникать, но с нашей стороны будет неправильно вводить человека в заблуждение.

Переехать в другой район Брестской области? Учитывая то, как решается этот вопрос, понимаем, что вообще никакая часть Беларуси не застрахована от появления подобного производства.

Конечно, надеемся на лучшее… Если честно, больно об этом говорить. Всегда присутствовало ощущение, что у нас более правильная страна. Мы патриоты, уезжать из страны не хотим – здесь семья, родня. Но и мириться с происходящим не получается.

 

Были уверены, что сегодня-завтра стройку остановят…

Раньше мы с мужем не сильно вникали в большинство вопросов, которые поднимались в стране или в городе. Мы молоды, была цель – создать семью, построить дом, растить детей. Для этого надо было много работать, решать ежедневные бытовые задачи.

Когда впервые услышали про завод, решили для себя, что, наверное, такое близкое соседство не очень благоприятно, тем более, если жители возмущаются, возможно, у них есть для этого повод.

Я с доверием отношусь к товарам отечественного производства, с удовольствием приобретаю косметику, игрушки и многие другие вещи, сделанные в Беларуси. Поэтому сразу большого негатива не возникло, просто немного насторожились и стали отслеживать в интернете происходящее.

Когда городские власти организовали встречу в деревне Тельмы по поводу строительства завода АКБ, мы с мужем пришли на нее и… слушали, открыв рот. На нас произвело шоковое впечатление, как вопросы, которые задавали противники завода, так и ответы представителей власти и руководства.

Всегда думала, что люди, занимающие определенные должности, осознают, какая на них лежит ответственность, поэтому взвешивают каждое свое слово и способны правильно донести свою точку зрения до народа. Но на встрече не прозвучало ни одного ответа, который бы соответствовал уровню собравшихся там руководителей.

Все прекрасно понимают, что такие производства не могут быть идеально чистыми, но ответственные за это должны обезопасить людей. Мы были уверены, что на встрече настолько всем открыли глаза, что сегодня-завтра стройку остановят. Но этого не последовало…

 

Мы не готовы ставить эксперименты на собственных детях.

После собрания в Тельмах я оставила свой номер телефона человеку, который спрашивал, готов ли кто-то стать волонтером. Через какое-то время он позвонил и сказал, что надо собирать подписи против завода. Я согласилась.

При любой возможности общалась с людьми возле универсамов, объясняла свою позицию, понимала: чем больше подписей соберем, тем понятнее будет горожанам опасность производства.

Многие жители Бреста не знали о заводе, с одними возникали споры, другие меняли свое мнение прямо на глазах. Были и такие, которые говорили: «А я «за» завод!» Но в этом случае объяснить свою позицию никто не мог или не хотел…

В инициативной группе мы с мужем не состоим, вопросы с документами не решаем, но насколько можем помочь, настолько помогаем. По воскресеньям вместе с остальными противниками завода выходим на центральную площадь кормить голубей.

Возможно, если бы мы были постарше, а дети не были бы такими маленькими (сыну сейчас 7 лет, а дочке на днях исполнилось 3 годика), нас вся эта ситуация не так горячо трогала бы. Но врачи утверждают, что свинец сильнее всего накапливается в организмах детей. Мы не готовы проверять это экспериментальным путем...

 

Имей смелость озвучить свою позицию!

Конечно, есть переживания по поводу того, чем все это может обернуться. У нас двое маленьких детей, я долгое время была в декретном отпуске, поэтому финансовая сторона играет огромную роль. Если вдруг что-то с работой пойдет не так, для нас это будет трудноразрешимая ситуация.

Все наши родственники поддерживают нас морально, они тоже против завода. Моя мама всегда говорит: «Если ты имеешь свою четкую позицию, значит имей смелость эту позицию озвучить».

Я искренне восхищаюсь людьми из инициативной группы и благодарна судьбе, что знаю их лично. Все они с разным образованием, интересные, грамотные как специалисты. Подходят к проблеме креативно, не нарушая закон. Пытаются рассказать людям обо всем доступно и не топорно, иногда даже при помощи песен.

Порой сложно дышать от несправедливости ситуации, когда противников завода выставляют проплаченными Польшей. Хочется донести до всех: посмотрите, мы самые обычные люди, которые хотят жить, растить детей...

Почему мы ходим по воскресеньям на площадь кормить голубей с детьми? Потому что это выходной день, и мы проводим время вместе. Мы – обычная семья с маленькими детишками, у нас нет «заграничных» источников финансирования, нас никто не подговаривает и ни к чему не призывает.

Было до слез обидно читать комментарий под какой-то статьей в сми: «Эти люди прикрываются своими детьми». Мы не прикрываемся нашими детьми, а хотим их защитить.

Был момент, когда мы реально подустали от всего этого. Казалось – а может все действительно не так страшно? Но те действия, которые предпринимаются по отношению к членам инициативной группы, доказывают обратное… 

 

Было ощущение полной абсурдности ситуации

Меня удивило, что история со снеговиком так «прозвучала». Все вышло спонтанно, это не было какой-то спланированной акцией. Мы находились неподалеку от территории строящегося завода, стояли возле припаркованных машин и общались с другими людьми.

Это было 5 января, исполнился ровно год с того момента, как впервые серьезно прозвучала тема завода АКБ в Бресте. Противники строительства экспромтом встретились, чтобы просто поговорить. Не звучало никаких высказываний или лозунгов, все мирно общались на самые разные темы.

В это время наш семилетний сын со своим другом слепили снеговика и попросили меня дать им что-нибудь, чтобы его украсить. Я сходила в машину и взяла детский конструктор. Рядом лежала листовка против завода АКБ, даже не помню сейчас, кому пришла в голову идея повесить ее на снеговика, но сделала это именно я.

А через некоторое время мне пришла повестка по почте. Сначала я отнеслась к этому как к какой-то шутке, не думала, что делу дадут ход. Но в результате на меня составили протокол и выписали штраф. Все это вызвало недоумение и ощущение абсурдности происходящего.

Я была даже рада появлению многочисленных публикаций в прессе о «Деле снеговика» – о событии узнало множество людей, которые смогли увидеть всю нелепость ситуации и сделать для себя какие-то выводы.

 

Если человек сам громко не заявит о своих проблемах, они никого не будут интересовать

О многих вещах задумываешься только тогда, когда сталкиваешься с этим вплотную. Мы никогда раньше не интересовались темой экологии настолько глобально. В быту сортируем отходы, сдаем макулатуру, стараемся использовать минимум пластиковых пакетов.

За минувший год у нас сильно поменялось восприятие действительности, уже не получится спрятать голову в песок. Может и хотелось бы во всем этом не участвовать, а просто спокойно жить и работать, растить детей.

Но понимаем, что если человек не заявит о себе, причем не заявит громко, то его проблемы никого не будут интересовать, кроме него самого. Те, кто не захотел пустить в свою голову эту ситуацию, недопонимают: запуск завода АКБ коснется всех, а не только тех, кто живет неподалеку.

Рядом расположены поля, Тепличный комбинат «Берестье», производство шампиньонов…  Вы не сможете определить, какой продукт лежит у вас на столе, какие заболевания он может вызвать.

Если завод начнет работать, будем ездить покупать овощи где-то в районе, регулярно проверять кровь на содержание свинца. Есть список продуктов, которые выводят свинец, с ним надо познакомиться всем.

 

Блиц-опрос: какая она, Юлия Ничипорук

Вредные привычки: Люблю сладкое, но стараюсь ограничивать себя.

Если бы я решила написать книгу, она была бы про: Это были бы размышления о том, что я хочу верить людям, несмотря ни на что.

Любимое время года: Весна. Раньше я жила возле станции Брест-Восточный, с озеленением там дело обстоит неважно. Каждый день рано утром шла на работу по территории института развития образования через сад. Когда там все начинало цвести, это было такое чудо! Сейчас в деревне мы с детьми наблюдаем за распускающимися почками, рассматриваем каждый цветочек – это завораживает.

Домашние питомцы: Когда-то давно нам во двор подкинули кошечку, а она в свою очередь «подкинула» нам трех котят. Сейчас у нас живут две собаки и два кота. Животных мы любим.

Спортивная активность: В детстве я танцевала в коллективе «Каролинка». Пока у нас был только один ребенок, мы втроем ездили кататься на велосипедах в Беловежскую пущу. С сентября хочу начать посещать тренажерный зал, если удастся определить детей в кружки на это время.

Хобби: Я – инженер-конструктор швейного дела, дома люблю шить для детей. В выходные иногда выезжаем всей семьей на машине за город – посмотреть на природу, на маленькие деревеньки.

Любимое блюдо: Рыба и овощи.

Любимая страна: Беларусь. Я – патриот страны, в которой живу.

Место силы: Рядом со спящими детьми. Когда они обнимаются, понимаю, что мне больше ничего и не надо. Для меня самое большое женское счастье –  когда есть семья, живы родители и все здоровы.

Какая я мама: Стараюсь совершенствоваться, делать акцент на том, что ребенок сделал хорошо, а не на том, что плохо.

Автор:
Фотограф:
Из личного архива героини
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость