15.04.2022 / 11:04

24 февраля 2022 года началась война в Украине. Ранним утром жители многих крупных городов Украины проснулись от звуков взрывов.

Россия начала свое вторжение в Украину с бомбардировки военных стратегических объектов, но за пятьдесят дней войны показала, что готова разрушать и уничтожать не только военные аэродромы.

Уничтоженная гражданская инфраструктура, расстрелянные больницы, школы, детские сады, разгромленные жилые комплексы, вырванные с мясом двери в квартиры, разграбленные жилые дома. Буча, Гостомель, Чернигов, Мариуполь… Кадры из этих украинских городов облетели весь мир. Географию Украины выучили даже те, кто карты в последний раз видел на уроках в средней школе.

Украине сочувствуют, за Украину переживают, Украиной восхищаются. Страна стоит, сражается, отвоевывает свои города и уже планирует, как будет восстанавливать улицы, проспекты, парки.

Что произошло с Украиной за эти пятьдесят дней, чем поразили мир украинцы, и как война, развязанная Россией, влияет на весь мир? Зелёный портал следит за экологическими хрониками войны с ее первых дней.

 

Захват ядерных объектов

Впервые в истории человечества агрессор захватил ядерные объекты другой страны. Уже 24 февраля под контроль российских войск перешла Чернобыльская АЭС. Все работники станции, а также охраняющие АЭС служащие Нацгвардии, медики и несколько случайно оказавшихся в Зоне сталкеров оказались в плену.

Позже стало известно, что захваченной смене ЧАЭС предлагали покинуть станцию, однако люди не ушли с рабочих мест, чтобы не дать оккупантам взять всё управление под свой контроль.

Уже через несколько дней после захвата ЧАЭС то же самое произошло с крупнейшей АЭС Европы – Запорожской. Ее обстрел и захват можно было наблюдать буквально в прямом эфире.

Особенность обеих захваченных российскими войсками станций – в наличии на их территориях хранилищ ядерных отходов.

Во время отключения на ЧАЭС электричества появилась серьезная угроза утечки радиоактивных веществ из хранилищ. Мир с замиранием сердца ждал разрешения ситуации.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) принимало заявление за заявлением, подчеркивая недопустимость захвата ядерных объектов и необходимость обеспечить их полную безопасность. Однако эти заявления не возымели никакого действия.

Стало очевидным, что подобные структуры еще могут быть полезными в мирной ситуации, но во время войны оказываются совершенно неэффективными и полностью бессильными.

Визит гендиректора МАГАТЭ Рафаэля Мариано Гросси в Украину все же состоялся, однако к захваченным станциям он не приблизился, посетив находящуюся под контролем украинцев Южноукраинскую АЭС.

К 50-му дню войны ЗАЭС все еще находится в руках россиян, на станции побывали сотрудники «Росатома», но официально ответственность за атомный объект Россия на себя так и не взяла.

ЧАЭС российские военные оставили, однако разграбили лаборатории, находящиеся в Зоне, увезли с собой часть источников радиоактивного излучения и оставили после себя немало следов абсолютно невежественного обращения с загрязненной территорией, включая окопы неподалеку от самого грязного места Зоны – Рыжего леса.

Какой ущерб нанесло присутствие военных в Зоне отчуждения, все еще предстоит выяснить. Но сегодня абсолютно очевидно, что варварское отношение России к украинским ядерным объектам угрожает всему миру. Радиация не знает границ.

 

Российские энергоносители и санкции, которые бьют по экономике (и не только агрессора)

Нападение России на Украину вызвало волну санкций против агрессора. Не желая полноценно вступать в военный конфликт с Россией, страны Запада решили давить на нее экономически.

Не дожидаясь объявления официальных санкций, один за другим Россию стали покидать большие иностранные компании и бренды, они шли на разрыв либо приостановление обязательств по контрактам, ссылаясь на форс-мажор, которым, безусловно, является война.

К сожалению, война как форс-мажор стала уязвимым местом и для Украины. Так всемирно известная шведская компания IKEA отказалась от закупки леса в Украине, поскольку в условиях войны невозможно подтвердить легальность добычи этой древесины.

Вместе с тем самый большой удар по экономике России могло бы нанести эмбарго на российские энергоносители. Нефть и газ – кровь этой войны. Они же – необходимое условие для функционирования промышленных и гражданских объектов в Европе.

Отказаться от закупки нефти и газа – необходимо, говорят в Европе, но сделать это в одночасье – невозможно. Кроме того, некоторые европейские политики, включая главу Еврокомиссии Жозепа Боррозо, считают, что эмбарго не сможет остановить войну.

Кроме того, в России не воспринимают серьезно заявления о бане на поставки газа и нефти. Обусловлено это и тем, что импорт углеродного топлива в страны ЕС за последние годы только вырос и сегодня составляют значительную часть бюджета.

 

Боль природных территорий

Сегодня военные действия затронули 900 объектов природоохранного фонда Украины площадью 1,24 миллиона гектаров, что составляет почти треть природоохранных территорий страны.

Под угрозой уничтожения находится почти 200 объектов Изумрудной сети (Emerald Network), которая составляет основу фонда природного биоразнообразия Европы.

В результате военных действий значительно пострадали леса Киевской, Черниговской, Сумской, Луганской, Донецкой и Херсонской областей. В них остались неразорвавшиеся снаряды, детонация которых в сухой сезон может привести к лесным пожарам. Кроме того, они потеряли свою рекреационную и традиционную промысловую функции – посещать эти леса в ближайшие годы может быть небезопасно

Значительный урон был нанесен акваториям Черного и Азовского морей. На их территориях произошел не только разлив нефтепродуктов, но и сохраняется угроза столкновения с дрейфующими минами. Что может привести к новым катастрофам.

 

Чудеса волонтерства и гуманизма

Война оказалась настоящим тестом на гуманизм для украинцев, и они его успешно сдают. Так первые же кадры из бомбоубежищ Киева и других городов страны, показали, как спасают от бомбежек домашних животных – собак, кошек, попугаев, хомяков.

Животных выносили на руках из эпицентра событий, ради них волонтеры вскрывали и продолжают вскрывать квартиры, пробираются в труднодоступные районы, буквально рискуют жизнью, в то время как российские войска словно намеренно уничтожают экопарки, приюты, зоопарки по всей стране.

Так после освобождения городка Бородянка, который находится к северо-западу от Ирпеня и Бучи, двум волонтерам наконец удалось попасть в местный приют

Из 485 собак выжили лишь 150. Все выжившие находятся в тяжелом состоянии и нуждаются в немедленном лечении.

Продолжается спасение животных из осажденных городов. Так, британские волонтеры недавно смогли эвакуировать 45 животных из осажденного Мариуполя в Винницу. Все звери находятся в приюте и готовы быть отданы на передержку местным жителям, если те захотят помочь беженцам.

Из харьковского экопарка Фельдмана животных вывозили во все уголки страны. В эвакуацию отправились гигантские черепахи, крупные хищники, кенгуру, обезъяны и другие обители экопарка. Многие из них находятся в очень тяжелом состоянии: истощены, стрессуют.

Кроме того, в Украине с первых дней войны началась и продолжается до сих пор раздача бесплатного корма для животных, сбор денег для волонтерских приютов, которые приняли оставленных без присмотра зверят на передержку.

Многих потрясла история Николаевского зоопарка, который обратился к людям с просьбой купить на их сайте электронные билеты на посещение зоопарка, чтобы иметь возможность купить корм животных. Билеты раскупили за несколько дней на месяцы вперед.

Несмотря на войну, украинские экологические организации продолжили работу разных уровней и специализации. Одни собирают данные о преступлениях россиян против окружающей среды, другие работают с международными структурами, информируя их о последствиях военного вторжения, третьи – остаются в полях и продолжают делать свою «маленькую», но очень нужную работу.

Во Львове экологисты собирают и перерабатывают раздельно пластик, стекло, макулатуру и даже органику, в Полтаве бесплатно раздают семена на огороды, а в Закарпатье протестуют против строительства мусоросжигающего завода.

Чтобы облегчить работу коммунальных служб, киевлян призвали сократить объемы мусора.

 

 

Миру грозит голод

В России и Украине выращиваются около трети всей продаваемой на мировом рынке пшеницы, пятая часть кукурузы и производится три четверти подсолнечного масла. По прогнозам экспертов, война может привести к крайней нехватке продовольствия в беднейших странах.

При наиболее неблагоприятном сценарии война в Украине может повлечь за собой голод до 100 млн человек.

Также растут цены на удобрения, поскольку Россия является их важным поставщиком. Во многих регионах Африки и Южной Азии почти все доходы тратятся на продукты, и такой рост станет причиной значительно сокращения рациона многих людей.

Война мешает посевной, хотя украинские аграрии очень стараются сделать свою работу. Многие поля – небезопасны, фермеры выходят в поле в бронежилетах, их часто сопровождают саперы, чтобы проверить поля перед посевом.

Но даже если урожай будет выращен, останется вопрос с его доставкой. Закрытие портов в Украине серьезно отразится на экспорте. Не лучше выглядит сейчас и возможность наземной доставки сельскохозяйственной продукции.

 

 

Самая массовая волна беженцев

Европа просто ошеломлена потоком беженцев от войны. С начала марта украинские беженцы могут воспользоваться временной защитой в ЕС. 

По данным Еврокомиссии, в ЕС прибыли 3,8 млн беженцев из Украины. Из них более 1,5 млн находятся в Польше. Много украинцев остаются в Словакии, Венгрии и Румынии. В страны, не граничащие с Украиной, поехали около миллиона беженцев. Среди лидеров по приему перемещенных лиц – Польша, Румыния, Венгрия, Чехия, Австрия, Эстония и Литва.

Ни одна из стран не просила о перераспределении беженцев, но просит ЕС о финансовой и логистической помощи.

В Евросоюзе заработала платформа солидарности, где каждое государство размещает информацию, сколько беженцев из Украины она может принять. Речь идет, в частности, о наличии жилища для долгосрочного пребывания украинцев в ЕС. Чтобы облегчить переезд в другие страны, в ЕС решили усилить координацию транспортных путей. 

Кроме того, Европа столкнулась с серьезной проблемой преступных групп, которые используют уязвимую ситуацию беженцев и пытаются вовлечь их в преступную деятельность. Особенно страдают украинские женщины. Местная полиция и волонтеры в разных странах стали больше внимания уделять подозрительным лицам, якобы желающим помочь беженкам.

 

Война, которая продолжается в Украине вот уже 50 дней, унесла сотни тысяч жизней военных и мирных жителей, разорила природные территории, разрушила городские инфраструктуры, поставила под угрозу ядерную безопасность всего мира. Она должна быть остановлена. А Украина должна быть свободной.
Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость