15.10.2019 / 12:10

Как считают авторы проекта завода, одним из главных препятствий являются выбросы диоксинов, которые невозможно проконтролировать.

На минской ТЭЦ-4 будет установлен котёл для сжигания мусора, сообщил в начале сентября вице-премьер Владимир Кухарев в интервью издательскому дому «Беларусь сегодня».

Как сообщает «Радио Свобода», в правительстве приняли распоряжение премьер-министра от 11 сентября 2019 года № 368р «О создании рабочей группы». Текст этого документа не опубликован.

В пресс-службе Министерства энергетики сказали, что распоряжением «создана рабочая группа по проработке вопросов сжигания на ТЭЦ в Минске твёрдых коммунальных отходов, определён план мероприятий, назначены ответственные исполнители».

Идею такого завода обсуждают уже давно, но для её реализации есть три серьёзных препятствия – деньги, дороги и выбросы, пишет газета «Белорусы и рынок», ссылаясь на  начальника производственно-технического отдела РУП «Белнипиэнергопром» Валерий Сыропущинский.

Он высказался на сессии «Отходы как альтернативный источник энергии», представляя проект будущего Минского мусоросжигательного завода на международной конференции «Устойчивое обращение с отходами». Конференция прошла 9 октября в Минске в рамках международной платформы Немецкого энергетического агентства (Dena) «Городская энергетическая инфраструктура».

Чайки на полигоне ТБО. Фото - Наталья Вахний.
Чайки на полигоне ТБО. Фото - Наталья Вахний.

 

Нужно инвестировать в строительство, а переработка мусора при этом подорожает

Первое препятствие – это деньги:

«По предварительной оценке, строительство может обойтись в сумму порядка 200 млн евро. А стоимость услуги по сжиганию мусора составляет 100 евро за кубометр (согласно оценкам зарубежных производителей).

Для сравнения: сейчас на мусоропереработку кубометра в Беларуси тратят 2 евро. Отсюда значительное увеличение бюджетных потоков города на утилизацию ТБО», — рассказал представитель РУП «Белнипи­энергопром».

 

Доставка сырья в нужном ритме ведёт к транспортному коллапсу

Второе – инфраструктура и дороги. Во время детализации проекта стало ясно, что при запланированной мощности завода грузовики должны доставлять отходы для него непрерывно, а это приведёт к транспортному коллапсу.

«По расчётам, это 15—18 машин в час. И машины должны идти по Минской кольцевой автодороге, которая и так сильно загружена. Стало понятно, что необходимо будет расширять дорогу, ведущую собственно к мусоросжигательному заводу, до четырёх полос.

Но в зоне минской ТЭЦ-4, на территории которой планируется разместить завод, это сделать проб­лематично. К тому же понадобится строительство развязки с МКАД», — заявил инженер.

 

Будут выделяться диоксины, проконтролировать которые нельзя

Главной же проблемой при строительстве завода, по мнению Валерия Сыропущинского, является экологическая.

«Самым большим недостатком МСЗ является выделение значительного количества опаснейших соединений. Так как процесс горения отходов происходит при температуре 800—900 °С, то в отходящих газах присутствуют альдегиды, фенолы, хлорорганические яды (диоксин, фуран, а также соединения тяжёлых металлов).

Из тех вредностей, которые содержатся в дымовых газах, наиболее опасными, на мой взгляд, представляются диоксины и фураны, крайне токсичные и опасные для человека и всего живого», – говорит инженер.

Ещё один важный аспект — система контроля за выбросами диоксинов. Сегодня в Беларуси нет такой возможности априори. Даже если она появится на самом заводе, возможности проконтролировать выбросы извне нет.

 

Действительно ли Минску необходим мусоросжигательный завод?

«Мировой опыт свидетельствует о том, что европейские страны, стремясь к достижению цели нулевого захоронения, используют комплексный подход и продолжают развивать переработку отходов как во вторичные материалы, так и в энергию», – говорит заведующая сектором эколого-экономических проблем Института экономики Национальной академии наук Беларуси Надежда Батова и добавляет, что возможности мусорных полигонов в Беларуси небезграничны.

В Беларуси пока нет ни одного мусоросжигательного завода. Но, согласно данным Международного энергетического агентства, тенденция строительства таких заводов в мире сохраняется. По оценкам экспертов, за последние десять лет было заключено свыше 750 контрактов на новые мусоросжигательные заводы и (или) линии суммарной мощностью свыше 214 млн т.

«Только за последние три года был введён в эксплуатацию 161 завод по выработке энергии суммарной мощностью около 60 млн т отходов в год, в том числе в Китае — 113 заводов (общей мощностью свыше 45 млн т в год) и 31 — в странах Европы (свыше 7 млн т в год). Многие из вновь построенных заводов не только находятся в черте города, но и являются городскими достопримечательностями», — говорит Надежда Батова.

Она считает большую часть страхов у тех, кто выступает против строительства МСЗ, беспочвенными, и уверена, что воздух на выходе из заводских труб может быть чистым и безопасным.

Похожие слова ещё в феврале подтвердил во время пресс-конференции замминистра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Корбут:

«Я как понимаю при подготовке технического задания должны быть учтены все экологические требования», – говорит он.

 

Выбросы неизбежны даже при современных фильтрах

«Абсолютно безопасного сжигания отходов не существует. По данным исследования Португальского технического университета, при сжигании одной тонны бытовых отходов в атмосферу поступает 11-19 грамм мелкодисперсной пыли, 40-50 грамм диоксида серы, до 1 килограмма окиси азота, до 40 миллиграммов ртути, а также большое количество других токсичных веществ. Это неизбежно даже при работе прогрессивных мусоросжигательных заводов с современными фильтрами», — комментирует директор Центра экологических решений Евгений Лобанов для zautra.by.

Он считает, что завод по сжиганию отходов может перечеркнуть прогресс налаживаемой системы сбора и переработки вторсырья. Он не принесёт экономической выгоды и способен навредить экологии и здоровью жителей города, убеждён эксперт.

 

Завод не строят, потому что слишком велика ответственность

Согласно Национальной стратегии обращения с отходами до 2035 года, Беларусь сейчас ищет лучшую технологию для завода, объясняет директор Центра по использованию вторичных ресурсов концерна «Белресурсы» Анатолий Яцук.

«То ли это будет термическая обработка методом термолиза, пиролиза или плазменной газификации. Бюрократия иногда полезна: Европа старые заводы закрывает и по принятым директивам строит МСЗ по новейшим технологиям. Вот их и надо применить у нас», — говорит он.

По словам Анатолия Яцука, по старым технологиям строить нельзя, потому что выбросы будут слишком велики и проект «не прошёл бы общественные слушания никогда». Ответственность при принятии решения велика, поэтому, по его словам, завод до сих пор не появился.

 

На заглавном фото – вид на ТЭЦ-4.

Автор:
Фотограф:
Tut.by
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость