По данным Wall Street Journal, в 2013 году самыми крупными экспортерами были Индонезия (426 млн тонн), Австралия (336), Россия (141), США (107). Из этого списка активных действий не заметно разве что со стороны России, где не планируется никакого снижения выбросов, а правительство щедро субсидирует угольную промышленность.
Тем не менее, климатические переговоры продвигаются к новому соглашению, которое должно привести к снижению выбросов в глобальном масштабе. Сделать это без сокращения потребления угля вряд ли возможно.
В последнее время крупные страны постоянно говорят о планах снизить зависимость от угля и развивать другие источники энергии, нередко можно слышать призывы к отказу от инвестирования в угольные станции. Германия анонсировала климатический план, который подразумевает отказ от использования и атомной энергетики, и угля.
Госсекретарь США Джон Керри заявил в Лиме: "Не смотря на то, что нефть и уголь могут показаться дешевыми источниками экономического роста в ближайшей перспективе… я призываю страны мира, подавляющее большинство из которых представлены здесь, оценивать ситуацию в более длительной перспективе." Администрация Барака Обамы ранее в этом году анонсировала климатический план, предусматривающий сокращение доли угля в энергобалансе страны.
Сьюзан Макдейд из Программы развития ООН (UNDP), финансирующей различные проекты в развивающихся странах, уверена, что "уголь был источником энергии, на который мы полагались в прошлом, однако перестанет быть таковым в будущем".
Глава делегации Китая критиковал Японию на переговорах за отсутствие объявленной цели по сокращению выбросов в краткосрочной перспективе, намекая на возросшее после аварии на Фукусиме использование угля. Представитель Японии заявил, что в отношении зависимости от угля "ситуация будет улучшена."
Крупные угольные компании развитых стран все чаще подвергаются острой критике и вынуждены задумываться о перемещении в развивающиеся страны, которым требуется все больше энергии для экономического развития, написала Wall Street Journal в пятницу.
Глава МИД Австралии Джули Бишоп в попытке защитить "угольную" позицию своего правительства заявила о выделении более 300 миллионов долларов на исследования и разработки в области угольных технологий с низким уровнем выбросов. Впрочем, даже эту позицию активно критикуют экологические активисты, призывающие взять курс на полный отказ от угля. И они все чаще добиваются успехов в анти-угольных кампаниях по всему миру.
Очевидно, что угольная промышленность будет подвергаться даже более серьезной критике с ужесточением климатических требований по всему миру. Россия пока остается "тихой гаванью", в которой угольная промышленность хоть и терпит убытки (на прошлой встрече с президентом Путиным в Кузбассе компании просили помочь стимулировать падающий спрос внутри России), но все еще пользуется активной финансовой поддержкой властей. Однако спрос на уголь в перспективе будет снижаться не только в развитых странах, но и в развивающихся, где в этой связи растет давление на правительства. И лишь вопрос времени, когда российская угольная отрасль ощутит на себе последствия международного движения к отказу от угля.
Развитые страны уже объявляют о сокращении зависимости от угля, крупнейшие развивающиеся планируют его в более длительной перспективе (Китай обозначил 2030, как год прекращения роста выбросов, а китайские эксперты считают, что рост выбросов непосредственно от угля можно было бы остановить уже к 2020 году). Для России это может означать ощутимое сокращение экспорта и добычи угля, за которыми последуют массовые увольнения.
Учитывая набирающее силу климатическое движение по всему миру, необходимо подготовиться к подобному развитию событий. Это означает, что вместо программы господдержки наращивания угольных мощностей, стоимостью в $7 млрд, лучше было бы потратить деньги на развитие не-угольных производств в Кузбассе и прочих угольных регионах. А также, развивать программы переквалификации рабочих угольных компаний. Тем более, что экономическое состояние многих российских угольных компаний уже сегодня нельзя назвать благополучным.