Находятся любители городских гидроландшафтов и дайверы–краеведы, готовые в каждой канализационной трубе увидеть призрак Гомеюки. Но есть очевидцы, которые уверяют, что купались в неизвестных гомельских реках всего лишь полвека назад. Я решил отыскать подземные акваартерии полумиллионного города. пишет «Беларусь сегодня».
«Если вы не видели оврагов, вы не видели Гомель», — говорят местные старожилы. Трудно с ними не согласиться. Некоторые гомельские овраги уже обрели имена и даже достопримечательности: Киевский и Белецкий спуски, Кагальный ров с Лебяжьим прудом (остатки древней реки Гомеюк). Есть и такие, которые сохранили геометрию и дух ушедших эпох. Например, в «кавказском» овраге, прямо за гомельским телецентром, удивляют соседство «дворцов» и «лачуг», а также размер древнего русла безымянной реки. Эти русла–овраги изрезали исторический центр Гомеля.
Источник некогда стремительных вод — огромный гидрообъект — Горелое болото, разрезанное на две части Любаво–Роменской железной дорогой во второй половине ХIХ века. Две части болота сохранились на карте столетней давности. Постепенно их осушили. На бывших болотах воздвигли стадион «Локомотив» и автовокзал. Но куда же делись гомельские реки? И были ли они?
Пенсионеры с улицы Мильчанская, что в микрорайоне Западный, иногда с улыбкой вспоминают: «У нас здесь раньше текла своя река». Владимир Емельянов рассказывает, что в детстве купался и ловил рыбу прямо за забором:
— Я бы назвал это большим ручьем: глубина более метра, ширина — несколько метров. Здесь водилась рыба. А сама речушка длиной была километров 10. Местами заболоченная местность. Текла через современные улицы Балтийскую и Павлова. Потом построили школу № 39 и заводы, болотце осушили, реку засыпали.
Мильча, или Мильчанская канава, так называли «сажалку». Часть ее до сих пор сохранилась на окраине города. Она выровнена мелиораторами и впадает в приток Сожа — речку Уза. Но навсегда ли исчезла городская часть маловодной Мильчи? В частном секторе на улице Циолковского вытекает ручей аккурат рядом с предполагаемым руслом исчезнувшей реки и ныряет в подземную трубу. А куда ведет труба?
В поисках подземных рек я обошел не одну организацию — от «Водоканала» до Городского специализированного предприятия по содержанию дорог (оно прокладывает трубы под дорогами). Везде разводили руками: мол, ничего про реки не знаем. Ни одного чертежа, плана, отчета о выполненных работах... Куда делись реки?
Начальник отдела контроля за охраной и использованием водных ресурсов Гомельского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Вадим Ткачев уверен, что такую документацию уже не найти:
— В Гомеле мелиорация проводилась до и после Великой Отечественной войны. В итоге территория города стала похожа на современную. Документации о наличии либо отсутствии подземных рек в трубах нет. Могу заверить, гомельской подземки на манер парижской с водными каналами не существует. Есть только ливневая канализация.
Ливневка — ключ к загадке, считает гомельский эколог Дмитрий Янков. Местные озера, ручьи и каналы он буквально исходил метр за метром. Чтобы доказать, что подземные реки Гомеля текут и сейчас, мы отправились с ним вдоль акватории Сожа. Здесь Дмитрий отметил интересную закономерность:
— Посмотрите на трубы, по которым происходит сброс ливневых вод в Сож и озеро Дедно, они расположены рядом со старыми оврагами — руслами древних рек. Логично предположить, что ручьи, питавшие потоки, стали частью ливневки. Чтобы вода не подмывала строящиеся здания, ее пустили по новому пути. Теперь уже никто на это не обращает внимания.
Так, возможно, старые легенды — не сказки, а быль. И вот она, летописная река Гомеюк, в ржавой трубе, спрятанной под аккуратный Лебяжий пруд, тихонечко несет свои мутные подземные воды. К сожалению, доказать это уже невозможно. Нет документа — нет реки.