На прошлой неделе команда сайта DiaNuke провела встречу международных экспертов, на которой обсудила ситуацию с захваченными в Украине АЭС — «Nuclear Power in Battlefield». Приводим краткий конспект встречи и еще раз объясняем, почему любые военные действия рядом с АЭС недопустимы.
Новый Чернобыль и новая Фукусима?
Встреча началась с выступления Гордона Эдвардса, канадского эксперта в области атомной энергетики с многолетним стажем. Еще в 1975 году он участвовал в создании Канадской коалиции за ядерную ответственность (Canadian Coalition for Nuclear Responsibility). За долгие годы Эдвардс стал экспертом в области ядерного топлива, эксплуатации АЭС и анализа последствий аварий на станциях.
Гордон начал свое выступление с того, что отметил — встреча, которая состоялась 12 марта, проходит практически в годовщину аварии на Фукусиме.
11 марта 2011 года в Японии произошла авария 7-го уровня, максимального по классификации МАГАТЭ. Из-за цунами, вызванного землетрясением, охлаждение реакторов было прервано, что запустило цепную реакцию, которая привела к взрыву на АЭС. Тогда вынуждено были эвакуированы 164 тысячи человек, а мировое сообщество приостановило развитие атомной энергетики.
Попадание снаряда в реактор, хранилище отходов или систему охлаждения на территории Запарожской или Чернобыльской АЭС могут привести к ядерной катастрофе, превышающей масштабами не только аварию на Фукусиме, но и в Чернобыли в 1986 году
То, что происходило во время захвата Запорожской АЭС, отметил Эдвардс, могло иметь куда более трагичные последствия. Зафиксирован факт обстрела атомной электростанции, пусть даже атаке подвергся учебно-тренировочный комплекс. Это полностью противоречит основополагающим принципам безопасности МАГАТЭ.
Также Гордон Эдвардс напомнил, что ведение боевых действий вблизи атомных электростанций недопустимо по целому ряду международных документов.
Например, это противоречит принципам «Доклада Флауэра» (Flowers report), документу, который был составлен в 1976 году и также известен как «Ядерная энергетика и окружающая среда» (Nuclear power and the Environment).
Он представляет собой принципы ядерной безопасности, которые используются в странах Британского содружества, но также берется за основу безопасной эксплуатации АЭС и отходов ядерного топлива по всему миру.
«В данном докладе его составитель сэр Брайан Флауэр отметил, что если бы атомные электростанции использовались на территории Европы до начала Второй мировой войны, то при той же интенсивности военных действий большая часть континента была бы сегодня необитаема», - пояснил в своем выступлении доктор Эдвардс.
Кроме опасности взрыва, канадский эксперт также отметил недопустимость каких-либо серьезных нарушений почвенных покровов в Чернобыльской зоне.
«Период полураспада цезия-137 составляет 30 лет. Это значит, что немного меньше половины всех радиоактивных частиц сегодня находится в верхних почвенных слоях. Перемещение танков может вызвать не только повышение уровня радиации, но и распространение зараженных частиц», - отметил канадский эксперт.
Собственно, по этой причине рост радиационного фона и наблюдался в первые дни вторжения.
Опасность радиационного загрязнения до сих пор сложно предсказать. Она может проявиться достаточно быстро, подобно лучевой болезни, а может сказаться через годы.
«Основная проблема именно в радиоактивных отходах, - отметил Гордон Эдвардс. - Многие вещества, образуемые в ядерных реакторах, не существовали в природе до 1938 - 1939 годов, когда началось изучение эффекта деления атомного ядра. В частности, по этой причине наш организм не имеет устойчивых механизмов защиты и может реагировать на их попадания неестественным образом. Например, посредством воспроизводства раковых клеток».
Что происходит сегодня на Чернобыльской и Запорожской АЭС
На встрече также выступила украинский специалист в области ядерной энергетики, Член украинского ядерного сообщества Ольга Кошарна. Сегодня она, пожалуй, главный независимый украинский эксперт по ситуации с захваченными АЭС, который дает комментарии иностранным СМИ.
После захвата Чернобыльской и Запорожской АЭС и украинский регулятор, и МАГАТЭ потеряли возможность контроля за перемещением радиоактивных материалов на территории станций. То есть фактически украинский регулятор не может выполнять свои функции, наложенные на него международными обязательствами.
Взятый в плен персонал продолжает работать, прикладываются все усилия для того, чтобы обеспечить бесперебойную подачу электричества на станции и в хранилища с отработанным ядерным топливом. Однако сообщения, которые приходят с захваченных АЭС, цензурируются.
Риски аварии на захваченных станциях оцениваются как высокие. Ольга Кошарна подвергла критике доклад МАГАТЭ, который утверждает, что авария на хранилище ядерного топлива ЦХОЯТ-1 на территории Чернобыльской АЭС даже в случае отключения электричества невелика.
«В докладе МАГАТЭ не учтен тот аспект, что есть вероятность взрыва при накоплении водорода в надводном пространстве при отсутствии вентиляции. Также нет никакой гарантии, что не будет нарушена герметичность бассейна охлаждения», - отметила Ольга Кошарна.
Аналогичная ситуация с Запорожской АЭС. Кроме того, по мнению эксперта высока вероятность того, что сегодня на территории захваченных станций представители «Росатома» занимаются промышленным шпионажем. Так, на Запорожской АЭС находится американское атомное топливо Westinghouse, которое скорее всего было вывезено для анализа. Именно по этой причине, по мнению Ольги, была отключена система контроля.
«В связи с этим удивляет позиция МАГАТЭ, которая так и не прислала никаких инспекторов, - отмечает Ольга Кошарна. - Если это так, то нарушается дополнительный протокол. Подорваны международные нормы, которые действовали с 1950-х годов и ради которых собственно и был создан МАГАТЭ».
«Агентство стремится к достижению более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире. По мере возможности Агентство обеспечивает, чтобы помощь, предоставляемая им или по его требованию, или под его наблюдением или контролем, не была использована таким образом, чтобы способствовать какой-либо военной цели», - гласит второй пункт устава Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ)
Очевидно, что военный захват атомных электростанций — это непосредственное нарушение данного пункта, поэтому Ольга Кошарна, как и многие другие экологические эксперты и активисты Украины и всего мира, призывает незамедлительно отправить на станции наблюдателей от МАГАТЭ, ввести санкции как против России, так и против Росатома. Вплоть до разрыва любого взаимодействия и замораживания счетов российской госкорпорации.
Реакция мирового сообщества должна быть однозначной: захват АЭС недопустим
Поддерживает призыв к полному отказу от сотрудничества с "Ростамом" и Андрей Ожаровский, эксперт Российского социально-экологического союза. По его мнению, необходимо писать открытые письма в Росатом, стараться воздействовать на госкорпорацию экономически посредством санкций.
«Росатом заявляет, что их представителей нет на Чернобыльской и Запорожской АЭС. Но тогда резонно задать вопрос — кто отвечает за ситуацию на захваченных атомных электростанциях?», спрашивает российский эксперт.
Ведение боевых действий в районе АЭС, потеря контроля со стороны МАГАТЭ над ядерными реакторами и хранилищами отработанного топлива — это ситуация, которая может привести к катастрофе мирового масштаба.
Сегодня в Украине захвачены две атомные станции, одна из которых — Чернобыльская АЭС, символ трагедии безответственного отношения людей к «мирному атому». Мировое сообщество обязано приложить максимум усилий, чтобы разобраться в ситуации и установить открытый контроль над АЭС.
Иначе может повториться катастрофа, которая не только унесет человеческие жизни, но и приведет к загрязнению больших площадей сельскохозяйственных территорий. Что непосредственно ударит по продовольственной безопасности и может вызвать голод в мире.
«Это не шоу, за которым мы можем наблюдать со стороны, - отметил канадский эксперт Гордон Эдвардс. - Каждый из нас должен принять ответственность за происходящее сегодня в Украине».
Поэтому важно способствовать тому, чтобы правительства не закрывали глаза на ситуацию в Чернобыльской и Запорожской АЭС. Для этого мы можем писать открытые письма, использовать социальные сети, призывать МАГАТЭ отправить наблюдателей, а страны установить мораторий на любые военные действия в районе атомных электростанций.
Видео встречи «Атомные электростанции во время военных действий: текущие проблемы в Чернобыле, Запорожье и за их пределами» (на английском).