Государственная служба регулирования энергетики (ГСРЭ) Литвы должна была утвердить новую методику, которую готовили два года. От нее зависит торговля электроэнергией после 7 ноября, когда запустят Белорусскую АЭС.
По плану, Литва с соседями белорусскую электроэнергию больше не будет покупать. Но "торговая площадка" из Литвы переместится на биржу в Латвии, где электричество могут перепродавать российские компании. Доказательство того, что электричество не с Белорусской АЭС - сертификат, но системы пока нет, а если бы и была, неясно, насколько это надежно.
Электричество на деле по-прежнему будет идти по пути наименьшего сопротивления – через границу с Беларусью в Литву. Ограничение на количество есть, но этого достаточно, чтобы импорт не уменьшался.
Литовские политики и специалисты шокированы: как правящая партия, так и оппозиция договорились об «антиостровецком законе», поэтому подготовленную методику они называют поражением.
В «антиостровецком законе» ясно сказано: «На энергетический рынок ЛР не может попадать электроэнергия третьих стран, где действуют небезопасные АЭС, за исключением электроэнергии, которая необходима для обеспечения надежности литовской энергосистемы».
Председатель совета ГСРЭ Инга Жилене считает, что этот закон не может быть полностью осуществлен, пока Литва не прекратит торговлю с третьими странами – это возможно только после синхронизации сетей с европейскими, самое ранее это произойдет в 2025 году.
Политики договорились о методике, которая позволит избежать торговли с Беларусью после запуска АЭС. Эту методику должна утвердить ГСРЭ. однако Жилене не скрывает, что в методике много вопросов, которые остаются без ответа.
Во-первых, происхождение электроэнергии должны подтверждать сертификатами. Но система сертификатов еще не создана, заметила Жилене, сказав, что ждет ответа на вопрос, будет ли она создана до 7 ноября. Для создания эффективной системы нужны поправки к закону не только в странах Балтии, но и в России.
Еще один момент – какой результат даст новая методика, как изменится импорт, как будет выглядеть рынок. 38% – такое количество электроэнергии через имеющиеся сети забирает методика. Но и оставшейся пропускной способности достаточно для импорта прежнего количества электроэнергии.
Она объяснила., что эффект этого ограничения – не прямой, это не значит, что сократится на такое же количество импорт электроэнергии. А надо делать так, чтобы физически было невозможно импортировать столько, сколько импортировали до запуска АЭС.