При этом обвинение запрашивало более мягкое наказание — четыре года колонии-поселения.
Дело на Алсынова завели из-за его речи, произнесённой на сходе в селе Ишмурзино Баймакского района в апреле 2023 года. Выступая на народном сходе против золотодобытчиков, заявил, что у башкирского народа нет другой земли, куда можно переехать, если в республике начнутся экологические проблемы, поэтому башкиры будут защищать свой дом.
Донос на Алсынова написал глава Башкортостана Радий Хабиров. По его мнению, активист «противопоставил башкирский народ с представителями армянской, русской и татарской наций, указывая исключительные права башкир на природные ресурсы башкирского Зауралья, тем самым публично устанавливая ограничения прав собственности по национальному признаку».
Глава республики Радий Хабиров подал заявление с просьбой проверить выступление Алсынова на предмет возбуждения межнациональной ненависти.
Алсынов и его защита настаивали, что глава республики неправильно перевел его речь с башкирского языка: вместо слов «это наша земля, мы никуда не можем переехать» Хабиров, по их утверждениям, указал в заявлении фразу «на нашу землю приходят посторонние и забирают ее».
К зданию суда, где выносили приговор активисту пришли тысячи человек. Несмотря на 20-градусный мороз, задержания активистов накануне заседания и противодействие со стороны властей, местные жители несколько дней собирались на улице и сидели в машинах рядом, чтобы поддержать Алсынова.
Во время вынесения приговора собравшиеся скандировали «Свободу» и «В объединении сила».
После вынесения приговора утром в среду, 17 января, в местных чатах появились сообщения о столкновениях: полицейские начали жестко задерживать протестующих.
В Баймаке глушат связь и интернет. Днем 16 января жители Башкортостана начали жаловаться на массовые сбои в работе мессенджера WhatsApp, местные активисты сообщали о блокировке нескольких телеграм-каналов, призывавших выходить в поддержку Алсынова.
Накануне Росфинмониторинг внес Алсынова в список экстремистов и террористов