Журналисты TUT.by побывали в пресс-туре, который организовал Департамент по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, и посетили школу в Стреличево, населённом пункте, ближе всех расположенном к Полесскому радиационному заповеднику. После аварии на ЧАЭС местные жители массово уезжали отсюда. В начале девяностых школу закрыли, местных детей возили в Хойники, которые находятся примерно в десяти километрах.
Зона последующего отселения — это территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 15 до 40 Ки/км2, либо стронцием-90 от 2 до 3 Ки/км2, либо плутонием-238, 239, 240 от 0,05 до 0,1 Ки/км2, на которой среднегодовая эффективная доза облучения населения может превысить (над естественным и техногенным фоном) 5 милиЗиверт (мЗв) в год, и другие территории с меньшей плотностью загрязнения вышеуказанными радионуклидами, где среднегодовая эффективная доза облучения населения может превысить 5 мЗв в год.
— Потом люди начали возвращаться, у них появлялись дети. Назрела необходимость открыть школу, сделали реконструкцию. Сейчас у нас занимаются 140 детей, все классы с первого по одиннадцатый укомплектованы, — рассказывает директор Стреличевской средней школы Александр Вергейчик.
Местные жители по весне засеивают огороды, а летом и осенью собирают в округе ягоды и грибы. Некоторые приносят продукты в Стреличевскую школу — ребята, которые занимаются в кружке радиологической грамотности, умеют проверить продукты на содержание цезия-137.
В кружке радиологической безопасности занимаются 16 человек — с 5-го по 11-й класс. При журналистах дети исследовали на содержание цезия-137 литр молока. В этой пробе содержание этого радиоактивного элемента оказалось в три раза меньше установленного предельного уровня — то есть все в норме.
С 2014 по 2017 годы дети 214 раз измерили содержание радионуклидов в продуктах. Превышение наблюдалось в 17 пробах. В основном это касалось свежих и сушеных грибов, собранных в лесу ягод. Местные жители приносили мясо дикого кабана — там тоже зафиксировали превышение.
Педагог вспоминает случай, который произошел еще в 2007-м или 2008 году. Местный житель принес молоко на исследование, в нем было завышенное содержание цезия-137.
— Я говорю: покажите, чем вы кормите животное. Муку принесли — растертую пшеницу, принесли сено. Мы утрамбовали сено, измерили — выше нормы. А где брали? Оказалось, что люди привозили сено из заповедника. Но так они убедились, что сено из заповедника брать нельзя, — рассказывает учитель.
Периодически ребята измеряют радиационный фон в лесу и на берегу водоёмов. Говорят, там он не превышает норму. Исследовали они и здание школы.
— Наиболее высокий фон зафиксировали в школьных мастерских, но фон снижается после проведения в них влажной уборки, — делятся наблюдениями дети.
Дважды в год приезжают медики — исследуют школьников на СИЧ — счетчиках излучения человека. Ученики презентуют журналистам результаты исследований:
— Наблюдается тенденция к снижению радионуклидов в организме учащихся в наших школах в 2014-2017 годах… Прошлогодний анализ показал, что у большинства учащихся дозовая нагрузка организма колеблется в пределах от 50 до 100 беккерелей на килограмм (критерием для проведения оздоровительных мероприятий является дозовая нагрузка от 10−12 беккерелей на килограмм у детей. — Прим. TUT.BY). Отмечаем, что показатели внутреннего накопления организма, зафиксированные во время осенней кампаний, выше, чем во время весенней. Считаем, что есть связь с сезоном сбора ягод и грибов.
Дети обязательно ездят в санатории каждый год, — рассказывает директор школы. Недавно 50 учеников вернулись из санатория в Сочи. Летом в Италию ездят на оздоровление, в другие страны. Это очень важно для детей, которые здесь живут.
В школе рассказывают: в Стреличево к близости радиации привыкли. Правда, пожары в Полесском радиационном заповеднике два года назад заставили людей поволноваться.
— Был дым, смог. В интернете писали, что уровень радиации увеличился. Детей многие не пускали на улицу, — рассказывает Софья Шрамко. — Я взяла прибор: измерила на асфальте, на почве, уровень был — 0,08 микрозивертов в час (норма радиационного фона не должна превышать 0,20 мкЗв/ч. — Прим. TUT.BY). То есть на самом деле все было в норме, хотя люди и переживали.
Несмотря на то, что Стреличево находится в радиационно неблагополучном регионе, сюда постепенно возвращаются люди. В школе работают сразу несколько молодых выпускников, вернувшихся после вузов домой. Приезжают и те, кто никогда здесь не жил. Например, Софья Шрамко переехала сюда из Казахстана в 2002 году. Сама она беларуска, в пятидесятых её семья уехала из Орши поднимать целину. После Казахстана решила жить не в Орше, а в Стреличево — потому что поехала следом за учениками.
— А чего нам бояться? У нас в Казахстане рядом вообще открытые урановые рудники были, — грустно шутит женщина.