17.04.2020 / 19:04

А водители соревнуются, кто завезёт дальше и больше. Сейчас пошивом занимаются 803 человека и 346 водителей доставляет комбинезоны.

На фото - Алёна Помахо

 

Женщины в декрете рулят

– Я в восторге от этих женщин! – эти слова звучали рефреном в рассказе Зелёному порталу о том, как швеи по всей Беларуси шьют костюмы для медиков.  На самом деле, шьют не только женщины, но и немного мужчин. И мы хотим рассказать вам обо всех этих людях.

За две недели их собралось около 1 000 – женщин из маленьких и больших городов, у которых есть швейные машинки и желание отдать время на шитьё. Шьют не только комбинезоны, но также бахилы, нарукавники, шапочки – их тоже не хватает, и на них идут остатки от раскройки.

– Это всё – огромная машина, которая набирает обороты и неизвестно когда остановится, – говорит Алёна Помахо.

Она курирует направление по пошиву комбинезонов волонтёров, а в обычной жизни работает HR. Сейчас директор разрешил ей взять отгулы за свой счёт со словами: «Хорошо, только защищайся». Алёна собирается отладить работу группы и потом снова пойти на работу – возможно, совсем скоро.

Швеи начали работать примерно 3 апреля и за это время отшили и раздали более 2 000 комбинезонов. Основная часть материалов покупают на деньги, которые поступили на счёт проекта (их собирает Хакерспейс); иногда швеям дарят материал напрямую, бывает, швеи немного докупают сами.

– С учётом индивидуальных швей у нас получится в конечном итоге порядка 3000 комбинезонов. Хотя по расчётам нам надо 10.000 – тогда будем спокойны, – говорит Алёна.

Ещё неделю назад швей было 395, сейчас – 803.

– Все говорят, что женщины в декрете – это такое себе, сколько от них пользы... Ничего подобного, большой процент этих женщин – это те, кто сидит в декрете. Они проявили себя и поняли, что рулят здесь. И понеслось, – говорит она.

Нужны ли ещё швеи? Да, как и материалы. Если вы хотите шить или помочь с материалами – напишите сюда. Из материалов нужны:

  • спанбонд (42 грамма или медицинский),
  • бельевая резинка до 1 см шириной,
  • липучки,
  • любые молнии и бегунки к ним,
  • тонкая мембранная ткань (для многоразовых костюмов — их тоже планируют шить в сообществе).

 

Первая мастерская ответила: «Знаете, мы обсудили и согласны»

Эта история началась в чатике минского Хакерспейса, где общаются участники инициативы по производству пластиковых щитков для медиков. Хотя кажется, что швеи не вписываются в компанию к инженерам, но это не так.

– Я [стала участницей чата и] хотела шить многоразовые маски, но поняла, что этого мало.

Врачи говорили, что катастрофически не хватает комбинезонов, чтобы защитить всё тело, – говорит собеседница.

– И мы задались вопросом: если есть волонтёры, которые делают щитки, то почему не могут быть волонтёры-швеи?

Она обзвонила несколько швейных мастерских, в том числе мастерскую «Кравец» на Кижеватова в Минске. Руководительница Ирина ответила, что сама решать не может и должна посоветоваться с работницами: готовы ли они делать бесплатную работу?

– Она мне перезвонила буквально через два часа и сказала: «Знаете, мы обсудили и согласны, – продолжает Алёна.

И они стали первыми. В тот же день женщинам привезли комбинезон из 9-й больницы, те сделали выкройки на пробу. Потом им передали 12 рулонов спанбонда – 1 200 метров – и «кучу километров» молний.

Присоединилась вторая мастерская, и больше ни с кем не вышло договориться:

– Или просили деньги, или были уже заняты пошивом масок. Было ещё производство, которое нам подарило 700 и после ещё 500 марлевых повязок для волонтёров, – рассказывает собеседница.

Часть швей присоединилась самостоятельно после того, как отказало руководство.

– А потом мы сделали ссылку на описание идеи, и женщины начали делиться – они любят быть полезными.

За два дня количество швей выросло в два раза.

А ведь в начале прошлой недели их было 250, – говорит Алёна.

Появился чат в Viber, а также энергичная швея Марина Колпаковой. Она, в отличие от Алёны, в большей степени работает со швеями и делает их единым целым – раздаёт материал, консультирует, кроит и так далее (интервью с Мариной Колпаковой на dev.by).

 

Шьют по всей Беларуси, а водители соревнуются

Сейчас материал либо готовые выкройки отправляют в места, где собирается 4-5 швей. Там комбинезоны отшивают, сигнализируют об этом, и координаторы решают, в какую больницу в первую очередь их нужно отвозить.

Работа вышла далеко за пределы столицы, и началось это с Витебска. Алёна нашла женщину, которая забрала два рулона спанбонда – а один длиной 100 м шириной 4,2 м.

Так собралась небольшая артель, которая шьёт для Витебска. На Гродно тоже отправили два рулона спанбонда, из них получилось 160 комбинезонов.

Такая же история с Лидой, Шумилино, Жодино, Гомелем, Брестом, Барановичами, Дзержинском...

Когда комбинезоны готовы, швеи пишут и спрашивают, куда везти. Запрос на доставку сбрасывают в водительский чат, где сейчас 346 водителей и есть отдельная координаторка.

– Начинается буквально драка за то, кто повезёт дальше, кто развезёт больше заказов. У людей есть азарт и желание помочь. Почему? Так получилось, что врачи в глубинке, на периферии более отзывчивые и к ним приятнее ездить, – объясняет Алёна.

 

Мы можем помочь, но не заменим концерн

Проблема с комбинезонами в том, что это расходник, говорит Алёна. В условиях недостатка средств защиты одноразовое легко превращается в многоразовое: комбинезон обеззараживают дезинфектантом или подержав полчаса под кварцевой лампой, а потом носят ещё и ещё.

Зелёный портал добавляет: ещё одна проблема в том, что это вещи, сделанные штучно, а не массово. Массовым выпуском, как пишут в новостях, начали заниматься предприятия.

– Как в целом с доступом к комбинезонам?

– Я не знаю, что пишут в новостях, я их не читаю. Просыпаюсь – и у меня в голове мысли о том, как всё отгрузить.

– То есть вы пока изменения ситуации не отмечали?

– Нет, хотя я так понимаю, что вот-вот должен подключиться «Беллегпром».

По моим ощущениям, должно что-то произойти, одни энтузиасты не потянут обеспечить всех всем.

Они могут только помочь. Если реально смотреть на мир, то мы просто группка энтузиастов, собравшихся вместе через Хакерспейс.

– Но группка – это же несколько сотен человек!

– Сейчас – да, потому что присоединилось множество добрых людей, в том числе водителей и швей. Но мы не организация и не концерн.

Она рассуждает: масок уже много разного качества.

– Сейчас моя цель в первую очередь комбинезоны. Всех не спасёшь, но можно выбрать себе одну задачу и выполнять её, иначе не достигнешь цели. Моя задача – обезопасить определённое количество врачей, которые непосредственно контактируют с заражёнными.

 

«Не люблю, когда всё гладко – тогда я не знаю, что с этим делать»

– Как ты справляешься со стрессом?

– Сплю, ем. Смотрю кино вечером в ванной. Очень помогает поддержка ребят.

Да я не знаю, как – привыкла работать и жить в стрессе, мне нравится.

Не люблю, когда все идёт гладко – тогда я не знаю, что с этим делать.

Но когда надо что-то выстраивать, бежать и спасать – тогда знаю.

– Это есть твоя мотивация – любовь к большим и важным проектам?

– Я совру, если скажу, что нет.

На альтруизме люди держатся день, два три – я уже замечала.

К тому же мне хочется, чтобы нашлось кому лечить меня или близких, когда мы попадём в больницу.

Но есть шанс, что такие люди выйдут из строя – ситуация достаточно серьёзная. Так что мои действия и корыстные, и логичные. Да и почему нету, если я могу? Это девиз по жизни.

Автор:
Фотограф:
Из ахива героини
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость