18.05.2018 / 10:05

Мусоросжигательный завод уже не один год мечтают построить под Минском. Финны показывают мастер-класс и объясняют: сжигание вторичное, самое важное – сортировка отходов и уменьшение их количества.

Можно ли сжигать мусор, сортируя его плохо?

То ли через год, то ли через 17 под Минском построят мусоросжигательный завод. Речь о нём идёт давно: проблемы и перспективы обсуждали ещё в 2012 году. В 2017 объявили, что стоимость завода составит 300 миллионов евро, нужен иностранный инвестор.

В ноябре 2017 года Минприроды рассказало в интервью, что предполагаемые сроки строительства – два года, а вообще это строительство предусматривается стратегией по обращению с ТКО и ВМР на период до 2035 года.

«Конкретное место пока не определено, рассматривается три площадки в окрестностях Минска», – сказал начальник управления регулирования обращения с отходами Минприроды Руслан Михалевич и уточнил, что также планируется создание RDF-топлива.

В вопросе строительства завода важно несколько вещей. Первое и главное – как его работа повлияет на окружающую среду. По мнению сотрудницы ЦЭР Натальи Блыщик, специалиста по вопросам химической безопасности и отходов, поводов для оптимизма мало: у нас потенциально готовы сжигать опасные отходы, но «проектировщики <…> считают, что в составе нашего мусора токсичных отходов нет». На самом деле они есть.

Снимок макета на заводе по сжиганию мусора в Тампере, Финляндия
Снимок макета на заводе по сжиганию мусора в Тампере, Финляндия

Вторая и не менее важная ловушка состоит в самой концепции сжигания мусора: такой лёгкий процесс его уничтожения не должен спровоцировать рост количества отходов. А он может, подменяя собой «системную работу с производителями по снижению выпуска неперерабатываемых товаров, с покупателями – по снижению спроса на такие вещи», как говорит Наталья.

Об этом же напоминает Евросоюз, который вкладывается в «озеленение» экономики Беларуси миллионами евро. ЕС считает, что инвестировать в мусоросжигательный завод можно «лишь в ограниченных и хорошо обоснованных случаях, где отсутствуют риски формирования избыточных мощностей и цели иерархии управления отходами полностью соблюдаются».

 

Завод Таммервоима и его 18 работников

В общем, завод по сжиганию мусора – это не всегда хорошо с точки зрения экологии. Тем не менее, речь о нём в Минске идёт не первый год, и мы решили рассказать о подобном предприятии за границей.

Завод по сжиганию мусора Таммервоима (Tammervoima)  находится возле финского города Тампере. Исполнительный директор Мика Пеккинен (Mika Pekkinen) рассказывает: подобных установок в Европе около 500, в мире – больше 1000.

Завод обычно загружен полностью или почти полностью и сжигает 160-170 тысяч тонн в год, которые получает от примерно 650 000 жителей региона Тампере и соседнего Ювяскюля. Завод обслуживают 18 человек.

Финны считают, что это установка среднего размера. Большинство других в стране меньше, но в столичном регионе, например, работает завод с двумя аналогичными линиями.

Кстати, если завод построят под Минском, то там будет 174 работника, а мощность составит 500 тысяч тонн в год.

 

Свалки почти закрыты

Формально удельное количество отходов на человека в Беларуси ниже, чем в Финляндии, примерно на 10%. В Финляндии производится 2,8 миллиона тонн смешанных бытовых отходов при населении около 5,5 миллионов человек, в Беларуси в 2016 году – около 4 миллионов тонн при населении 9,5 миллионов человек.

По итогам 2016 года в Беларуси отправили на переработку 16% отходов, 86% – на захоронение, то есть на свалки. В Финляндии перерабатывают 40% бытовых отходов, остальное используют для производства тепла, немного идёт на экспорт.

Свалки почти не принимают новый мусор, но свалочный газ от старых захоронений позволяет покрыть около 15% потребности в энергии города Тампере. Только 2% отходов отправляют на захоронение – то, что невозможно утилизировать: например, старый и ненужный унитаз.

«На данный момент степень полезного использования отходов составляет 98%», – говорит исполнительный директор завода.

Таблица из презентации исполнительного директора
Таблица из презентации исполнительного директора

 

В год – 165 тысяч тонн отходов

Из 165 тысяч тонн отходов получается 31 тысяча тонн золы, из неё извлекают 3-4% металла для переработки. Остальное используется полностью в земельных работах или в качестве наполнителя для бетона.

Полностью загруженный отходами бункер горит полтора часа при температуре около 400С, но оксида серы или тяжёлых металлов в выбросах мало, запаха от завода, по словам директора, тоже нет. Администрация называет своё предприятие одним из самых чистых предприятий в стране.

«Объём выбросов близится к нулю, только окись азота, которая всегда появляется при сжигании», – говорит исполнительный директор Мика Пеккинен.

Предприятие было построено в 2015 году за 111 миллионов евро. Котёл для сжигания и фильтры для газов стоят немецкие, строительством занимались финны. Завод почти полностью автоматизирован и находится в муниципальной собственности.

 

«Самое важное звено в этой системе – человек, который занимается сортировкой»

Польза клиента – одна из самых важных вещей, о которых заботится компания. Если она получает прибыль – значит, цена на переработку мусора снижается для жителей.

Регионы, обслуживаемые заводом, по словам его представителей, имеют самые низкие цены в стране. Они также варьируются в зависимости от количества отходов у конкретной семьи, а за отдельно собранный и перерабатываемый мусор плату скоро отменят.

Мика Пеккинен, исполнительный директор завода. Фото – aamulehti.fi
Мика Пеккинен, исполнительный директор завода. Фото – aamulehti.fi

«Самое важное звено в этой системе – человек, который занимается сортировкой. Этот человек и производитель отходов, и сортирующий их работник, и в то же время клиент. Очень важно, чтобы мы к нему относились как к своему работнику – хорошо, и должны делать так, чтобы мотивировать его сортировать отходы у себя дома, возить отходы на пункты сбора. Мы создаём условия, чтобы сортировка была всё более привлекательной для жителей», – говорит исполнительный директор завода.

Сотируют бумагу, пластик, металл, упаковку и картон… Собирают батарейки, аккумуляторы, электроприборы, чтобы отделить вредные отходы от смешанных. Отдельно собирают биологические отходы которые потом идут на компост. Их доля – 37%.

Ещё один важный аспект – цель не в том, чтобы просто сжечь весь мусор. Когда только появился замысел создать компанию 4 года назад, «для муниципалитетов важными были  экологические вопросы и желание не вредить окружающей среде», говорит Мика Пеккинен.

«Но сегодня всё более важным становится вопрос управления материальными потоками. Когда мы говорим о циркулярной экономике, речь о том, что все материалы надо утилизировать, использовать повторно или любым иным образом».

Автор:
Фотограф:
Анна Волынец
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость