Во многих концах мира пандемия Covid-19 остановила экономическую деятельность. Экологические условия улучшились, но амазонские леса Бразилии не получили передышки. Амазония и индейцы Бразилии страдают не только от пандемии, но и от уничтожения лесов, которое идёт всё быстрее. И президент Болсонару отказывается признать проблему. За первые три месяца 2020 года темпы обезлесения побили рекорды: потеряно около 796 км² лесов, что в 7,5 раза превышает площадь Парижа (и в 2,2 раза Минска – ред). Об этом говорят данные Национального института бразильских космических исследований (INPE) и MapBiomas – мультиинституционального проекта, который фиксирует на картах, как меняются территории.
«У нас ещё нет данных за апрель, но мы уже знаем, что в первые десять дней месяца темп вырубки лесов продолжал расти», – говорит Тассо Азеведо, координатор проекта MapBiomas.
«Меньше мониторинга экологических преступлений, наказаний преступников и поисков более надёжных финансовых ресурсов во время кризиса – это условия для того, чтобы усилились два основных фактора обезлесения: захват земель и незаконная добыча полезных ископаемых», – говорит Reporterre Мариана Наполитано, представительница WWF Бразилии (Фонд дикой природы Бразилии).
За последние 35 лет площадь Амазонии, занятая животноводством и сельским хозяйством, увеличилась более чем на 270%. Рост освоенной площади мог приостановиться из-за пандемии, которая может спровоцировать падение спроса на такие продукты, как мясо и соевые бобы.
Но рост не остановился: по словам Марианны Наполитано, из-за кризиса мог повыситься интерес к другим благам, таким как золото и земля.
«Это случилось из-за федерального правительства, которое уменьшило контроль за лесами»
«Есть риск, что объём вырубки за 12 месяцев превысит 9 800 км2 – это самый высокий уровень с 2008 года, зафиксированный в прошлом году. Согласно измерениям за период с августа 2019 года по март 2020 года, эта цифра составила 5 260 км², что превышает объём за тот же период прошлого года – 2 661 км²», – говорит Марианна Наполитано.
В прошлом году проект MapBiomas сделал исследование, где изучил законность этих заготовок и разобрался, происходили ли они в охраняемых районах.
«Мы смогли рассчитать долю незаконных сделок и обнаружили, что их более 99%», – говорит Азеведо, координатор проекта MapBiomas.
Происходящее фактически можно назвать эпидемией вторжения на охраняемые природные территории и земли коренных народов Бразилии, как заявил директор по публичной политике WWF Бразилии Рауль ду Валле.
«Это случилось из-за федерального правительства, которое уменьшило контроль за сохранением лесов и сократило расходы на него», – говорит он.
Он приводит несколько примеров: остановлена Fundo Amazonia – самая важная общественная программа по сохранению лесов. Проблемы и в другой организации: 13 апреля директор по охране окружающей среды Бразильского института окружающей среды и возобновляемых природных ресурсов (Ibama) Оливальди Азеведо был уволен, тогда же прошла крупная операция против незаконной добычи ископаемых на землях коренных народов. Руководителям наблюдательных групп также угрожают увольнением.
Кроме того, бразильский парламент пытался принять новый закон – временное постановление номер 910 (MP 910 на сайте госорганов, в соцсетях – по хэштегу # NoMP910 – ред.) Предполагалось, что документ легализует права на все территории, которые были захвачены незаконно до 2018 года. Голосование должно было пройти в среду, но кворум не собрался.
Бразильский президент Жаир Болсонару также хочет утвердить законопроекты, разрешающие уменьшать площадь территорий коренных жителей и добывать там полезные ископаемые.
Уничтожение леса ведёт к точке невозврата
Результатом всего происходящего стали насилие и болезни среди людей, живущих в лесах. 18 апреля, накануне Дня индейцев в Бразилии, 33-летний Ари Уру-Ю-Вау-Вау найден сильно избитым на дороге в коммуне Джару, штат Рондония. Ари был защитником земель своего народа, где история вторжений и захвата началась ещё в 70-х годах.
Особенностью этого региона является то, что вокруг идёт нелегальная добыча золота.
В другой деревне того же штата Альто Алегре первая жертва Covid-19 умерла в апреле. Ею стал 15-летний подросток Яномами. По данным государственного Агентства по охране здоровья коренного населения (Sesai), число заражённых утраивается каждые пять дней.
По словам Карлоса Нобре, климатолога и специалиста по взаимодействию между климатом и Амазонией, разрушение окружающей среды на Амазонке может спровоцировать пандемию, подобную пандемии Covid-19:
«Тропическая вырубка лесов и пожары нарушают экологическое равновесие между микроорганизмами и животными. Всё больше патогенных микроорганизмов проникает в городскую среду из-за постоянного перемещения шахтёров, охотников, поселенцев, лесозаготовителей, захватчиков земель, – говорит он.
– Непонятно, как до сих пор в регионе не возникла зоонозная пандемия. Здесь есть все факторы риска, включая рынки дичи и нелегальную торговлю дикими животными».
Уничтожение лесов не только увеличивает риск пандемии, но также сводит на нет усилия по борьбе с глобальным потеплением и засухой, приближая к «точке невозврата». Вырублено уже примерно 17% лесов Амазонии (не только бразильской). По словам Нобре, через 15-30 лет эта доля может вырасти до 20%, и тогда превращение леса в саванну станет необратимым.
«Земля имеет предел способностей к восстановлению. Изменение климата может спровоцировать ситуацию, когда эта способность будет исчерпана. Поэтому нам необходимо срочно сократить выбросы парниковых газов», – говорит он.
Правительство просит прессу быть позитивнее и «не показывать столько фотографий гробов и покойников»
Но президента Болсонару это не волнует: он участвует в демонстрациях и поддерживает их участников, которые выступают против карантина. Его не останавливает и то, что большая часть мира на карантине до сих пор.
Поведение президента вызвало политический кризис, ознаменованный отставками министров здравоохранения и юстиции. На вопрос о количестве погибших от нового коронавируса президент ответил журналисту:
«И что? Мне очень жаль, но каких действий вы ждёте от меня? Я не могильщик».
«У нас здесь много больных могильщиков, некоторые в тяжёлом состоянии. Не уверен, что Болсонару смог бы стать могильщиком. Но надеюсь, что он возьмёт на себя обязанности президента, которые в том числе заключаются в уважении могильщиков», – плача, заявил в интервью Артур Вирджилио Нето, мэр Манауса.
Манаус – столица штата Амазонас, где возможности больниц и системы захоронения уже исчерпаны, и создаются могилы для коллективных захоронений.
По официальным данным, на четверг 30 апреля в Бразилии было зарегистрировано 78 162 случая инфекции Covid-19, в результате которых погибло 5 466 человек. Тем не менее, другую оценку в результате исследований даёт Информационный центр Covid-19 BR, где работают учёные из бразильских и зарубежных университетов.
Согласно их данным, реальное количество может быть как минимум в девять раз выше. Учёные сообщают, что сделали поправку на занижение количества случаев и разницу во времени между смертью и её регистрацией в публикуемой статистике.
Как говорится в исследовании, учёт 53% смертей происходит через 10 дней и позднее. По данным Имперского колледжа Лондона, в Бразилии на 10 мая был самый высокий уровень заражения в мире и вместе с США она лидировала в рейтинге стран по уровню смертности, ожидаемому на следующей неделе.
Зелёный портал. 17 мая количество зарегистрированных заражённых составило почти 242 тысячи человек при населении более 200 миллионов человек (Минздрав Бразилии).
Несмотря на критику Болсонару, губернаторы многих бразильских штатов сохраняют карантинные меры, которые никогда не были настолько строги, как в Китае или Европе. Некоторые их ослабляют или планируют отменить.
Со своей стороны главный министр секретариата правительства Луис Эдуардо Рамос попросил прессу быть более «позитивной» и «не показывать столько изображений гробов и покойников».