«В настоящее время на хранении находятся 185 т песко-соляных смесей и противогололедных реагентов, которых достаточно для посыпки 33 % от предполагаемой площади. Также имеются 53 единицы собственной снегоуборочной техники, заключено 186 договоров на предоставление дополнительной техники. Этого вполне достаточно для того, чтобы качественно производить уборку снега», — цитирует агентство директора ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Юрия Кукашука.
Экологи давно критикуют практику использования песко-соляных смесей в борьбе с гололедами на дорогах. Они наносят существенный урон не только машинам и обуви горожан, но также обжигают незащищенные лапы животных и пересаливают почву.
Чем солят? Зимой на центральных проспектах столицы коммунальщики используют чистую соль, на остальных – песчано-соляную смесь, чаще всего в соотношении 1:1. При этом речь идет о технической соли, которая называется «галит» и производится «Беларуськалием». В чистом виде такая соль работает при температуре воздуха до минус 15, а дальше ее плавильные свойства ухудшаются; поэтому добавляют песок, чтобы улучшить сцепление колес с дорогой и подошв с тротуаром. За зиму в Минске расходуют 38 000 – 43 000 тонн противогололедных материалов. За «посол» дорог в Минске отвечают городской и районные «Ремавтодоры», парков — «Минскзеленстрой», дворы — коммунальщики.
Так, весной текущего года проведенные в Минске анализы показали превышение по солям натрия на проспекте Победителей в 66 раз, а на проспекте Независимости — в 68 раз. Чтобы избежать смерти деревьев и других зелёных насаждений, коммунальщики промывают почвы и обмывают стволы и кроны с применением специальных порошков.
Всех этих затрат можно было бы избежать, откажись Беларусь от подобной практики в пользу более щадящих вариантов борьбы с гололедом, таких как использование мраморно-гранитной крошки. В Беларуси этот способ называют слишком дорогим.
Сколько стоит промывка почв, обработка стволов и крон деревьев, а также постоянная высадка новых деревье взамен тех, что не выжили после соляных ожогов, не известно.
Городской Лесничий Игорь Корзун предполагает, что речь может идти о, как минимум, 300 долларах.
«Плюс дальнейший уход: обслуживание, подкормка, промывка почвы, которая ничего не даёт. Эти колоссальные деньги можно было использовать на других озеленённых территориях. Например, провести в парках рубки ухода: их не было в течение последних 25 лет, по словам ландшафтных архитекторов Юрченко и Жлобо».