18.10.2019 / 10:10

Одна из самых влиятельных экологических активисток мира — 16-летняя Грета Тунберг в межгорье американского запада выступила с индейцами Лакота за спасение климата и чистую воду. Её пригласила школьница Токата Айрон Айз из местечка Стендинг Рок, и известного многотысячными протестами против прокладки нефтепровода DAPL.

Почему индейцы выбрали именно Грету и смогут ли её призывы к школьным забастовкам помочь коренным народам защитить свою землю от нефтяного загрязнения?

О том как это было, рассказывает беларусская журналистка Татьяна Новикова, оказавшаяся на месте событий.

 

Замыкая круг — от добычи до потребления.

Грету пригласила Токата Айрон Айз, индейская девочка из Стендинг Рок, её поддержали местные активисты и общины. О том, что известная шведская активистка  приедет в индейскую резервацию Пайн Ридж, выступит с климатическим маршем в Рапид-сити и отправится в местечко Стендинг Рок в Северную Дакоту, я узнала случайно. Эта информация не распространялась широко, и не фигурировала в крупных масс-медиа. Многие местные жители узнали о климатическом марше в последний день, но собрались, даже из удаленных мест в радиусе 90 километров.

Около полудня в городском Мемориал-парке насчитывалось несколько тысяч человек, и среди них было заметное число школьников и студентов, несмотря на то, что это был понедельник, а Грета призывала к школьным забастовкам по пятницам.

Журналисты едва успели на акцию, в то время как её участники пришли хорошо подготовленными — митинг пестрел нарисованными от руки плакатами и лозунгами, и довольно радикального содержания.

Основной повесткой были нефтеопроводы KXL и DAPL, включая новые проекты. И хотя они затрагивают не только коренные народы, индейские резервации страдают больше всего — от загрязнения источников питьевой воды, разрушения и уничтожения мест захоронений.

Именно поэтому индейцы были не только организаторами, но и ораторами. Выступающие призывали обратить внимание не только на экологические последствия утечек и разливов нефти, но и на добычу песка, использующегося при транспортировке, вред от химического загрязнения при добыче сланцевой нефти.

План индейцев удался — событие хорошо освещали СМИ, к нему было приковано внимание местной общественности и властей. Без приглашения известной шведской активистки вряд ли можно было бы рассчитывать на такой успех своей акции, а также на столь экзальтированное приветствие представительницы местной администрации.

К слову, она горячо приветствовала «международную молодежь», которая побуждает местную к действию, но не обмолвилась ни о проблеме климата, ни об экологическом кризисе.

Казалось, что Грета, несмотря на свой юный возраст, хорошо понимала это, и потому весь митинг, скромно стояла в стороне, уступая место индейцам. Они говорили о разливах нефти, загрязнении питьевой воды, людях, страдающих по разные стороны нефтепровода от экологических рисков, о настоящих бенефициарах добычи и транзита нефти — иностранных корпорациях. Она добавила к этому только: «Давайте пойдём к администрации!»

Выступая перед зданием администрации Рапид-сити Грета замкнула круг — от экологических последствий добычи нефти перейдя к последствиям её потребления — глобальному изменению климата.

«Не знаю как для вас — для меня это недопустимо!», — начала она свою речь, закончив её таким же серьезным: «Мы не отступим!».

Удивительно, что в консервативной глубинке Дикого Запада США Грету почти не атаковали хейтеры. На митинге был замечен только один подросток, ломавший плакаты и знаки, и пара сторонников Трампа, с плакатом, на котором было написано, что нынешняя администрация делает больше, чем кто-либо.

Я подошла к Грете Тунберг пожать её маленькую руку после митинга.

Грета, ты знаешь про Беларусь и Чернобыль? — спросила я её.

Конечно, знаю, — серьёзно ответила она.

Возможно, ты когда-нибудь наберёшься храбрости, и приедешь к нам?

Да, — задумчиво ответила она, — возможно и приеду.

На следующий день я отправилась на конференцию по добыче урана, которую также проводили индейцы.

«И Грета, и Токата, и другие молодые люди должны были бы сейчас быть здесь, среди блестящих докладчиков и учёных, они должны знать о последствиях добычи урана для здоровья людей и окружающей среды!» - обратилась к собравшимся организатор, индейская активистка Тоня.

Для меня, как и для других антиядерных активистов, также важен фокус, но важно и знать, способны ли мы объединить наши усилия — те, кто борется против добычи нефти, урана, и те, кто не хочет мириться с последствиями потребления — изменением климата и радиоактивным загрязнением. Похоже, что круг замыкается.

 

Контекст американского турне шведской школьницы

Почему для встреч с активистами и призывов к школьным забастовком Грета выбрала США? Возможно, это связано не только с логистикой её перемещений — от сентябрьского саммита по климату в Нью-Йорке до декабрьской конференции COP25 в Сантьяго де Чили.

Возможно и с тем, что США, одна из стран-лидеров по антропогенным выбросам двуокиси углерода, приняла решение о выходе из Парижского соглашения, и граждане там вынуждены требовать от правительства признания проблемы климатических изменений как таковой.

После гневного выступления Греты на Саммите по климатическим действиям в Нью-Йорке президент Трамп неуклюже ёрничал в своем твиттере: «Кажется, это очень счастливая молодая девушка, которая стремится в светлое прекрасное будущее. Приятно видеть!»

Американские радикальные консерваторы, отрицающие факт изменения климата, не остались в стороне. Шоумен Майкл Ноулес (Michael Knowles) заявил: «Ничего из этой климатической истерии не имеет общего с наукой. Если бы это было про науку, то это движение возглавили бы учёные, а не сумасшедшая шведская школьница».

Значение имеет факт, что юная иностранка, яростно критикующая позицию нынешней власти, может не просто приехать в страну, а свободно участвовать в уличных акциях и напрямую призывать к протестам и акциям гражданского неповиновения, не будучи при этом высланной, арестованной или избитой.

Грета Тунберг путешествует по США вместе со своим отцом и немногочисленной группой поддержки, к которой присоединяются все новые и новые юные американские активисты. Ее турне закончится на конференции по климату, известной как COP25, которая пройдет в начале декабря в чилийском Сантьяго.

 

Есть ли повод для беспокойства?

Последние доклады Всемирной метеорологической организации и международного научного органа IPCC дают все основания для беспокойства, оправдывая призыв Греты чувствовать себя так, как если бы мы находились в горящем доме.

Так, по данным этих организаций, в 2017 году побит новый рекорд концентрации в атмосфере парниковых газов: двуокиси углерода, метана и двуокиси азота. В 2018 году эта тенденция только усугубилась. При этом количество антропогенных выбросов выросло в 2017 на 1,6% в год, и примерно на 2% в год в 2018 году.

Выходит, что несмотря на очевидный политический прогресс: подписание и ратификацию 183 странами плюс ЕС Парижского соглашения — выбросы не снижаются, а увеличиваются.

Кроме того, 2019 год отмечен в истории беспрецедентными пожарами — в российской Сибири и лесах Амазонии, угрожающими не только биоразнообразию планеты, но и климату. Этим сегодня и обеспокоены активисты.

Автор:
Фотограф:
Татьяна Новикова
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость