Указ предписывает Министерству по чрезвычайным ситуациям определить перечень работ, услуг и объектов, для которых требуется лицензии и перечень технологического оборудования, для конструирования и изготовления которого требуются лицензии.
Документ предоставляет право осуществлять контроль радиоактивного загрязнения без получения лицензии, а МЧС наделяется полномочиями вносить изменения в особые лицензионные требования в области использования атомной энергии.
«Это говорит о том, что Беларусь готовится выйти в «свободное плавание» и будет пытаться сама, без «Росатома» что-то делать в области использования атомной энергии, - считает физик-ядерщик, активист Белорусской антиядерной кампании Андрей Ожаровский. - Ранее такие лицензии для предприятий Беларуси были не нужны, поскольку все работы и услуги оказывались «Росатомом», всё оборудование изготавливалось «Росатомом», все объекты строились «Росатомом» - и у Беларуси не было необходимости что-то делать своими силами».
Эксперт отмечает, что после пуска АЭС Беларусь в первую очередь столкнётся с проблемой ядерных и радиоактивных отходов. Стране придётся строить хранилища и могильники для отходов — для этого и понадобятся лицензии.
«Можно напомнить, что при обсуждении Стратегии обращения с ОЯТ БелАЭС было официально признано, что ни для одного из предложенных атомщиками вариантов не существует инфраструктуры — значит, именно для сооружения дорогих и опасных объектов по обращению с РАО и ОЯТ понадобятся лицензии».
БАЯК с самого начала разговоров о Белорусской АЭС предупреждала, что АЭС без могильников отходов не бывает — теперь это подтверждается на официальном уровне.
«Указ также устанавливает необходимость «экспертизы документов» и проведение общественных слушаний — надеюсь это позволит общественности следить за происходящим».
Указ также устанавливает, что «для занятия деятельностью, связанной с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения на Белорусской атомной электростанции и объектах по обращению с радиоактивными отходами» наличие лицензии не требуется.
«Значит любая общественная организация, любой гражданин может, купив радиометр или взяв пробы почвы, воды, сельскохозяйственных продуктов, следить за ростом «радиоактивного загрязнения на Белорусской атомной электростанции и объектах по обращению с радиоактивными отходами». Граждан и НКО за это не будут наказывать, и это хорошо. Плохо, что такого загрязнения избежать не удастся — любая АЭС — источник поступления опасных радионуклидов в окружающую среду, и Белорусская АЭС не будет исключением».