По словам директора Центра Юрия Стукалова, «DOMA 2021» - уникальная возможность для развития современной культурной среды Могилева.
«Концепция фестиваля подразумевает раскрытие «локальных смыслов», которые могут быть для каждого своими, начиная от улиц и парков и закачивая родными, близкими, друзьями, своим двором. Поэтому стрит-арт фестиваль «Doma» - это про молодежь, про творчество, про желание заявить о себе, он дает возможность показать всем жителям, как мы любим свой город», - отмечает Юрий Стукалов.
В рамках феста организаторы предоставляют краски и необходимые материалы художникам. Тематика работ может быть любая, но посыл для участников - «изобразить и выразить то, с чем ассоциируется дом».
Сейчас идет поиск молодых художников со всей Беларуси, которым будет интересно участие в данном проекте.
В прошлом году, благодаря «DOMA», в Могилеве проявилось сразу более десятка новых «арт-историй»: граффити, инсталляций и муралов.
Автор одного из них под названием «Девочка с лотосами» – могилевчанка Аня Порохонько.
Зелёный портал узнал у молодой художницы историю создания этой работы, а также поговорил об опыте участия в стрит-арт фестивале и поинтересовался, чего, на ее взгляд, не хватает в городе с точки зрения урбанистики.
Небольшой, но атмосферный мурал «Девочка с лотосами» находится в одном из могилевских двориков сразу за Центральным рынком.
Его автор – Аня Порохонько в эти дни готовится к защите диплома в Витебском государственного университете имени Машерова, где девушка заканчивает знаменитый худграф.
Поэтому разговариваем мы набегу – Ане надо возвращаться к лепке барельефов. Именно диплом, по словам молодой художницы, помешал ей повторно принять участие в «DOMA».
«Пришлось выбирать, куда направить внимание. Я откровенно побоялась, что не успею доделать свои работы, поэтому отказалась. Но опыт, полученный на прошлогоднем фестивале, был интересным, - признается Аня.
По ее словам, на стрит-арт фест она попала, благодаря другому мероприятию Центра городских инициатив – «Проекту 14», также созданному под молодых художников, чтобы они могли заявить о себе.
«Для меня участие в этих двух событиях – а шли они практически одно за другим – было как знак свыше, - улыбается Аня. – Я как раз в тот период размышляла, куда бы податься со своими идеями, если я хочу что-то изменить в облике города. И вот тут возникает «Проект 14» и «DOMA»… Конечно, я ухватилась за эту возможность: новый опыт, новые контакты. Плюс - шанс привнести что-то от себя как художника в атмосферу Могилева… Так родилась на стене ничем не примечательного гаража моя «Девочка с лотосами». Писать ее пришлось на жаре, а обедать - тут же, у гаража, примостившись на выступе здания».
По словам Ани, сюжет мурала родился еще до стрит-арт феста и задумывался первоначально на темном фоне. Однако черный цвет посчитали слишком депрессивным и угнетающим, поэтому итоговый рисунок вышел более светлым и жизнеутверждающим.
«Я рисую всегда по наитию. Этот образ – какой-то кусочек моего подсознания, что-то сказочное: в нем присутствует некая аллюзия на «Дюймовочку», есть отсылки к традиционной японской культуре… Мне бы хотелось повторить его на другом объекте, сделать полноценный мурал на большом доме, но в рамках того, что получилось, я вполне довольна результатом, особенно рыбками», - отмечает Аня Порохонько.
За три дня, которые молодая художница создавала роспись, она получила целый ряд советов и комментариев, поток критики и благодарностей в свой адрес, одно предложение сходить на свидание и одно предложение по работе.
«У наших людей своеобразный менталитет, особенно у людей старшего поколения. Кто-то меня хвалил – мол, красоту навожу, спасибо. Кто-то, напротив, возмущался и сюжетом, и стилем письма.
Одна женщина откровенно заявила: «Вот если бы Вы березки нарисовали и речку, мне бы понравилось, а такое «искусство» я не понимаю». Принимали меня и за сотрудника ЖЭКа во всеми вытекающими отсюда комментариями из серии «Лучше бы у нас в подъезде лампочку заменили…»
В довершение ко всему я получила неповторимый загар: солнце падало с одной стороны, в итоге я так и загорела – на половину», - смеется Аня.
Вместе с ней в работе над арт-объектами «DOMA» принимали участие другие молодые художники из Могилева, а также Минска и Витебска: Антон Демиденко, Анна Вежновец, Илья Шарай – всего более десятка таланливых людей.
«На мой взгляд, мы вместе сделали Могилев чуть более самобытным, - говорит Аня Порохонько. – Такие элементы, как граффити, муралы и другие элементы уличного искусства придают любому городу больше своеобразности и уникальности. Я родилась и выросла в Могилеве, и мне бы хотелось, чтобы его лицо на фоне других городов чем-то положительно выделялось, не было скучным и пресным».
Видение Ани – это упор на историческое прошлое Могилева, стилизация под старину в центре, продуманные архитектурные решения на окраинах.
Могилев может быть интересным с точки зрения необычных творческих пространств для молодежи и для стариков: на той же Ленинской есть много небольших уютных двориков, которые можно недорого, но стильно обыграть и создать атмосферные места, где приятно будет проводить время всем, считает Анна.
А еще – добавить больше зелени, особенно в центре: в последнее время Могилев здесь потерял очень много деревьев, эту проблему можно было бы хотя бы частично решить, используя вертикальное озеленение, если посадки крупных насаждений невозможны.
«Когда я вижу, каких зеленым был Могилев в 50-70 годы прошлого века, мне не просто грустно. Это непонимание. Весь можно иначе! Бережнее, человечнее, что ли, - рассуждает Аня Порохонько. - Недавно, например, шла возле своего колледжа искусств, где училась до университета, и заметила, что уничтожили иву, которая там вообще никому не мешала. Сколько времени мы под ней на переменах проводили!
Не знаю, что стало причиной вырубки, но у меня будто кусок души вырезали с этой ивой. Поэтому, наверное, я и выбрала профессию художника. Для меня это про созидание, про тепло. Может, для кого-то мой мурал тоже будет связан с теплыми воспоминаниями: он по-своему украсил место, где я его нарисовала: это дворик, здесь гуляют дети, отдыхают старики…
Мне приятно думать, что какой-нибудь ребенок будет смотреть на него, фантазировать, о чем-то мечтать, а потом вырастет и будет вспоминать эту «Девочку с лотосами», как что-то очень светлое. Все же лучше, чем серые стены».