Европейская ель — обычный атрибут новогодних праздников. Выясняем, что происходит с еловыми лесами в Беларуси и грозит ли исчезновение европейской ели в нашей стране.
Обыкновенная (или европейская) ель — важнейшая лесная порода в Беларуси, которая широко используется для лесовосстановления. Еловые леса занимают около 9,5 % лесопокрытой площади Беларуси.
В Беларуси — как и в Европе в целом — ели издавна выращиваются как монокультура из-за быстроты роста и неприхотливости. Но еловые искусственные леса кажутся мрачными и пустыми, они лишены естественного биоразнообразия, неустойчивы и поэтому более подвержены различным заболеваниям и нападением вредителей, более чувствительны к колебаниям климата.
Хвойные деревья, посаженные рядами в слишком сухих и теплых для них районах, не способны эффективно защитить себя от вредителей, и за несколько недель теряют всю кору и погибают. Нашествие насекомых распространяется по таким лесам как пожар, оставляя за собой сухие «скелеты» елей.
Значительная часть современных хвойных лесов Центральной Европы была высажена людьми там, где нужно им, а не елям. В некомфортных условиях деревья постоянно страдают от нехватки воды.
Кроны елей действуют как зонтик, но в отличие от лиственных деревьев, значительная часть воды (до 10 литров на квадратный метр) остается на хвое и ветвях. Дождевая вода испарится как только разойдутся облака, а хвойный лес потеряет влагу. Ели не настраиваются на нехватку воды.
Оптимальная для них зона произрастания — прохладные регионы, в которых почвенная влага мало испаряется. Их кроны задерживают и испаряют треть осадков обратно в воздух. У лиственных деревьев испаряется в два раза меньше, всего около 15 %.
Кроме того, поверхностная корневая система ели объясняет её слабую устойчивость к сильным ветрам. Во время сильных ветров более 90 % повреждений приходятся на хвойные деревья. В неустойчивых монокультурах ели падают уже при порывах ветра в 20 м/сек. Старый широколиственный лес в таких условиях испытывает гораздо меньше повреждений.
За последние десятилетия в нашей стране ель вошла в ТОП -10 растений, которые быстрее всех реагируют на изменение климата.
Не так давно в Беларуси прекратил существование республиканский памятник природы «Добрушские островные ельники». Реорганизованы с изменением территории и другие памятники природы: островные ельники «Малоритские», «Пожежинские», «Калинковичские».
Между тем, памятник природы «Добрушские островные ельники», например, был создан в Гомельской области ещё в 1963 году. Занимающий площадь в 30,8 га, он был призван сохранить старые еловые насаждения, имеющие ботаническую и научную ценность.
Однако в 2014 году заказник был преобразован, а его территория сократилась до 6,9 га. Ещё через десять лет из-за массовой гибели елей приняли решение о полной ликвидации заказника.
Похожая участь и у ботанического памятник природы «Островные ельники “Калинковичские”». При его обследовании в 2017 году, оказалось, что почти 25 % территории были затронуты процессом усыхания.
Последние три года, по данным Европейской службы мониторинга климата Copernicus, стали самым тёплым периодом за все время инструментальных наблюдений с начала индустриальной эпохи.
Учёные Института ботаники НАН Беларуси сделали районирование территории нашей страны по характеру реакции хвойных лесов — сосновых и еловых — на ожидаемые изменения климата.
По их прогнозам, наиболее всего пострадают ельники в центральной части Беларуси. А меньше всего усыхание грозит ельникам в юго-восточной и северо-восточной частях Беларуси. Таким образом можно не бояться, что в скором будущем обыкновенную ель придётся вносить в Красную книгу Беларуси.
Но лесохозяйственную практику по широкому использованию ели обыкновенной для лесовосстановления в Беларуси всё же следует изменить. Старовозрастные еловые леса: брусничные, мшистые, черничные, орляковые, долгомошники, а также ельники с богатой травянистой растительностью — в настоящее время внесены в список редких биотопов. Их вырубки ограничены или запрещены.
Авторы доклада «Экологоориентированное развитие лесного хозяйства Беларуси в условиях климатических изменений» предлагают на богатых почвах в Беларуси заменить ель дубом черешчатым, липой мелколистной и лиственницей европейской. Для сохранения ели, ареал которой сдвигается на север, они предлагают создавать смешанные берёзово-еловые, осиново-еловые, елово-дубовые и елово-липовые лесные культуры.
Это позволит не только сохранить ель, но и увеличить её долю в составе лесов. Лесам отводится ключевая роль в борьбе с последствиями изменения климата и поддержании благоприятной жизненной среды.
Ёлок на Новый год хватит всем
Министерство лесного хозяйства сообщает, что по всей Беларуси лесхозы откроют в предпраздничные дни более тысячи официальных точек продажи новогодних елей. Традиционная торговля будет организована как на территории самих лесничеств, так и на отдельных специализированных площадках в районных центрах и городах.
Лесхозы предлагает населению как срубленные деревья, так и в кадках. Деревья в кадках растят около пяти лет. В 2024 году перед Новым годом лесхозы продали более 100 тысяч елей.
В мире насчитывается более 150 сортов ели обыкновенной. Они отличаются высотой, формой кроны, цветом хвои. Ель широко используют в озеленении и как декоративные растения.
То, что вы, возможно, не знаете о елях
Хвойные деревья появились на Земле на 170 миллионов лет раньше лиственных.
Ели в наших лесах могут достигать возраста 250–300 лет, но обычно они доживают до 120–180 лет. Самая старая известная ель имела возраст 468 лет.
В Швеции обнаружили уникальное еловое дерево, напоминающее уплощённый куст, ковром окружавший единственный стволик. Вся эта конструкция относилась к одному и тому же дереву, корень которого ученые исследовали радиоуглеродным методом. Его возраст оказался 9 550 лет.
Ель имеет свойство давать новые побеги-клоны из корней отмерших стволов. Одну из таких уникальных елей-клонов с поразительным долгожительством и обнаружили в Швеции.
На севере Европы, начиная от Финляндии, и восточнее — распространены гибридные формы ели обыкновенной и ели сибирской, известные под названием «ель финская».
Возраст молодой ели можно определить по «этажам». «Этажи» ветвей у них образуются раз в год. Их нужно посчитать и прибавить 3-4 года, которые обычно уходят у сеянца ели на формирования первого «этажа».
Каждую осень ель сбрасывает одну седьмую часть своей хвои. Хвоя остаётся на ветвях до семь лет.
Шишки с семенами у ели появляются в возрасте от 20 до 60 лет, в зависимости от плотности деревьев в лесу. Одиночные деревья начинают образовывать семена раньше.
Массовое плодоношение у ели происходит не ежегодно, а с интервалом в 4-5 лет.
В хвое ели содержится аскорбиновая кислота. Её больше (до 300–400 мг) у деревьев, растущих на севере и в горах.
Ель называют музыкальным деревом. Её древесина — благодаря своему строению — служит одним из основных материалов для изготовления резонирующих частей роялей, пианино и струнных музыкальных инструментов.
Лёгкая и мягкая древесина ели с высоким содержанием целлюлозы и малой смолистостью — основное сырьё целлюлозно-бумажной промышленности.
Семена ели в наших лесах входят в основной рацион мышевидных грызунов, белок, дятлов и клестов. Семена ели — основной корм для обыкновенных клестов, второе название которых — клёст-еловик.
Семена ели способны несколько лет сохранять свою всхожесть, дожидаясь подходящих условий, чтобы прорасти.
Пыление и опыление у елей происходит в мае. Женские шишки появляются на концах двулетних ветвей. Сначала они растут вертикально, затем постепенно поворачиваются верхушкой вниз и становятся повислыми. Семена созревают осенью, но до середины зимы продолжают оставаться в шишках, высыпаются в январе-марте, рассеиваясь по снегу или сырой лесной подстилке.
У людей, приходящих в лес, меняются показатели кровяного давления — под хвойными деревьями оно повышается, а в дубравах, наоборот, падает.
Ели — очень хорошие поставщики кислорода: 3-4 ели средней величины обеспечивают дыхание одного человека на всю жизнь. Еловый лес насыщает воздух летучими веществами, которые убивают вредные бактерии.