Зелёный портал сходил в пространство «Другі паверх» на двухчасовую лекцию о будущем городов и о роли в них цифровых технологий «Город и технологии» от преподавательницы Европейского колледжа Liberal Arts в Беларуси и руководительницы концентрации «Критическая урбанистика» Марины Соколовой и записал несколько любопытных наблюдений.
Что такое город?
Город – цивилизационный центр всего, что с нами происходит. Нам кажется, что город – это что-то, что занимает много места, но на самом деле города занимают меньше 2% земной поверхности. Благодаря росту населения, эта часть будет постепенно увеличиваться. Также вырастет число мегаполисов (городов с населением больше 10 миллионов).
По прогнозам, бОльшая часть городов будет расположена в Африке, в основном там будут жить молодые люди до 25 лет.
Общего определения, что такое город, нет, и представления о том, что такое город, в разных странах разное. В большинстве стран считается, что город – это населённый пункт, где живёт больше двух тысяч человек, в четырёх странах городом считается населённый пункт, в котором живёт 400 тысяч человек. Поэтому статистика, которая касается количества городов в мире, только примерная.
Город не заканчивается там, где проходит его граница. Город – это не только плотность населения, его территория и количество жителей. Это разные отношения и связи между людьми, предприятиями. Эти связи не заканчиваются за пределами города.
Как инновации меняют города?
В 2016 году была принята новая программа ООН по населённым пунктам. Социологи и философы, которые создавали этот документ, утверждают, что европейское представление о городе очень узкое и не отвечает представлениям о городском в других частях света.
Не нужно сносить неформальные поселения (трущобы). Вместо этого нужно обеспечивать их инфраструктурой и здравоохранением, благоустраивать. Город должен быть открытым, пористым, а не районированным, потому что цель города – обеспечивать связи между сообществами.
Политика не справляется с темпами инноваций. Многие технические достижения, которые стали частью нашей жизни, политически не урегулированы. Если в прошлом можно было долго разрабатывать адекватные и эффективные механизмы управления городской инфраструктурой, то сейчас скорость усвоения информационный технологий не даёт властям времени понять, как регулировать эти проблемы.
Устройств, которые управляются на коротком расстоянии, 11 миллиардов, а на большом – около двух миллиардов. Это говорит о том, что интернет вещей ещё не так близок, и в 2050 году его может и не быть. Предсказания о прорывных технологиях никогда не оправдывались: их принятие и усвоение шло гораздо медленнее, чем предполагалось.
Искусственный интеллект даёт возможность создавать самоконтролируемые системы, к примеру, системы водоснабжения или канализации. При помощи сенсоров и датчиков можно контролировать состояние этой системы без участия людей. Но Искусственный интеллект не объективен, потому что его программируют и диктуют ему, какие данные собирать.
Проблема с искусственным интеллектом ещё состоит в том, что, если происходит сбой, не ясно, кого винить в ошибке. Это и этический, и политический вопрос.
В странах с не демократическим устройством люди предпочитают электронных судей, машин, которые выносят судебные решения на основе имеющихся данных. Среди тех, кто не доверяет государственным институтам, преобладают технооптимисты.
Типичное неолиберальное представление о городе состоит в том, что главная задача города – экономическая эффективность. Цифровые технологии используются для того, чтобы повысить благосостояние людей и улучшить их жизнь наиболее эффективно и с наименьшими затратами.
Левое представление: город – сеть сообществ, и право на город имеют все. Город должен выстраиваться сообща.
Город как симбиоз: в городе взаимодействуют люди, технические объекты и живые существа.
Технологии меняют город или город – технологии?
Американский социолог и экономист, Саския Саcсен утверждает, что концепция умного города – это вариант, когда технологии меняют город.
Раньше технологии меняли город, но никогда раньше они не создавались специально для того, чтобы изменить город. Автомобиль конструировался не для того, чтобы изменить город, а для того, чтобы было удобно ездить, но он изменил облик городов.
В прогнозах касательно будущего городов вопрос о том, используются цифровые технологии или нет, даже не ставится. Вопрос состоит в том, насколько активно они используются.
Сценарии умных городов
Есть несколько возможных сценариев умных городов, которые управляются большими данными.
Датафлекс – город, в котором данные собирают многочисленные сенсоры. Затем город использует эти данные, чтобы в режиме реального времени взаимодействовать с горожанами.
Инкорполис – город, где собирают и хранят данные корпорации, а результаты анализа данных продаются на рынке данных. С помощью данных создаются полезные и персонализированные услуги.
Гринвиль – город-утопия с горизонтальной иерархией. Там нет выборов или официальной структуры, которая руководила бы городом. Вместо этого городом управляет искусственный интеллект: алгоритмы агрегируют данные и на их основе принимают решения.
Циркулярный город – с помощью данных правительство способствует удовлетворению нужд горожан. Люди делают осознанные решения о том, что и где они покупают.
Вопрос из зала: Насколько Минск умный город?
Все приведенные выше тезисы далеки от беларусской реальности. Электронные табло на остановках уже кажутся умным городом, но карточки для оплаты в транспорте все еще не могут ввести.
– Я говорю про 2050 год как минимум. Умный город – это не когда есть одна Тесла, умный город – когда в городе тысячи Тесл, и они связаны между собой заправками, жителями, когда есть система связей. Умный город – это Лондон, когда метро отдаёт тепло домам, когда есть большие системы, которые взаимодействуют друг с другом.
Презентацию лекции можно посмотреть здесь