25.05.2022 / 09:05

Что происходит в украинских заповедниках и национальных парках, расположенных на оккупированных территориях.

Сегодня около 44% площадей всех природоохраняемых территорий Украины находится под оккупацией или же в зоне боевых действий. Заниматься защитой окружающей среды тут практически невозможно.

 

«Денацификация» работников национальных парков

Что происходит на оккупированных территориях, для всех нас сегодня является загадкой. Кто-то из местных жителей попадает в фильтрационные лагеря. Кто-то прячется от оккупантов, так как имеет опыт службы в АТО, работал в полиции или в службе спасения (МЧС). Люди не могут продолжать заниматься своими привычными делами, так как их постоянно допрашивают, проверяют, подозревают.

Так, например, рассказывают, что всех работников национальных парков разыскивают в рамках кампании «денацификации». Они же работают в «национальных» парках. Значит могут быть «неонацистами». Так это или нет, проверить в условиях военного времени невозможно.

Несмотря на давление и репрессии, продолжать работу надо, так как поставить на паузу ее нельзя. Это касается не только врачей, пожарных, коммунальных служб, но и заповедников, и национальных парков. Значительная часть которых сегодня находится на временно оккупированных территориях.

Как рассказал Зелёному порталу глава и сооснователь «Украинской природоохранной группы» (Ukrainian Nature Conservation Group) Алексей Василюк, учёные и работники на оккупированных природоохранных территориях сегодня находятся в тяжёлом положении. С начала войны они не получают зарплату, не хватает топлива, лекарств и корма для содержащихся в некоторых заповедниках и реабилитационных центрах животных.

Украинская природоохранная группа организовала на своем сайте сбор средств для поддержки работников заповедников и национальных парков. Государство поддержать их не может, так как перевод средств на временно оккупированные территории запрещен.

Аскания-Нова
Аскания-Нова

Однако и оставить людей без содержания тоже нельзя — в одной «Аскания-Нова» более 260 работников, от деятельности которых зависит существование старейшего заповедника. Все они нуждаются в еде, лекарствах, автомобили надо заправлять, чтобы осуществлять объезды, доставлять корма.

«Эти люди и есть заповедники», – говорит Алексей.

И добавляет, что без них территории потеряют свой охранный статус, а значит окажутся на грани исчезновения.

Аскания-Нова – старейший заповедник, основанный еще в 1884 году. Территориально располагается во временно оккупированной Херсонской области. Площадь заповедника составляет более 30 тысяч гектаров.

Более 11 тысяч гектаров составляет абсолютно заповедная степь, территория, которая ограничена от какого-либо вмешательства человека и представляет собой уникальную экосистему.

Именно в «Аскания-Нова» проводил одни из первых экологических исследований Владимир Станчинский. Заповедник также известен уникальными популяциями копытных, среди которых сайгак, лошадь Пржевальского, бизоны.

Как рассказывает Алексей, международные природоохранные организации также помогают. Однако, например, могут быть больше обеспокоены судьбами животных, нежели людей, предоставляют корма, а не средства для оплаты работы, топливо. Однако если работа в заповедниках остановится, если люди не смогут ее продолжать, то и природоохранный статус территорий фактически исчезнет. Охранять их будет просто некому.

 

Прямо сейчас война уничтожает природоохранные территории

Война принесла с собой не только оккупацию, но и пожары. Всюду, где ведутся боевые действия, страдают не только города, не только инфраструктура, но и природа.

С сожалением Алексей Василюк вынужден констатировать, что очень сильно пострадал национальный парк Святые горы (Святі гори), расположенный на берегах реки Северский Донец. Эти территории находятся непосредственно на линии фронта.

Святые горы
Святые горы

Большая часть парка представляет собой сосновые насаждения, по которым быстро проходят лесные пожары. По предварительным оценкам, сегодня горит до 70% уникального Национального парка.

Святые горы – парк площадью до 40 тысяч гектаров, который расположен на уникальных меловых скалах реки Северский Донец, недалеко от Славянска. Тут сохранилось несколько эндемических видов, которые практически больше нигде не произрастают. Например, сосна меловая, реликт ледникового периода.

Горят леса в Херсонской области. Есть мнение, что их даже специально поджигают оккупанты, опасаясь диверсий и деятельности партизанских отрядов.

Из-за пожаров страдают заповедные территории. В частности, Черноморский биосферный заповедник. Он особенно примечателен тем, что представляет собой уникальные территории для гнездования многочисленных колоний и является принципиально важным пунктом на пути миграции птиц.

Как отмечает Алексей, сегодня эти территории для многих птиц просто не подходят – гнездиться в дыму и огне невозможно. Это заставляет их искать другие места, что может привести к серьезным экосистемным последствиям и запустить цепную реакцию.

Черноморский биосферный заповедник – уникальный заповедник, расположенный на территориях Херсонской и Николаевской областей. Более 85% его территории составляет акватория, мелководья и озера, которые также загрязняются в результате военных действий. В состав заповедника входят Рамсарские территории, такие как Тендровский залив и Тендровская коса.

Черноморский биосферный заповедник одним из первых в Украине получил статус природоохранных территорий ЮНЕСКО. Тут обитает более 180 видов птиц, из которых 57 включены в Красную книгу Украины и Европейский красный список. Среди них такие редкие, как дрофа, орлан-белохвост и стрепет.

Также тут обитает 14 краснокнижных видов млекопитающих, 37 краснокнижных видов насекомых и произрастает 41 вид краснокнижных растений. Это не считая другие многочисленные виды, которые населяют уникальную по биоразнообразию экосистему.

Горит не только Херсонская область, но и Запорожская, и Николаевская, и Харьковская. В принципе загореться может вся Украина, так как война продолжается, продолжаются массированные обстрелы. Поэтому ни города, ни заповедники не находятся в безопасности.

В последние дни приходят тяжёлые новости о том, что горит Кинбурнская коса. Уникальное место, которое является не только одной из жемчужин туризма, но имеет принципиальное значение для природы как Украины, так и всей Европы. Тут останавливается на миграцию или гнездится до 300 видов птиц. Некоторые колонии уникальны. Так, например, в 2001 году тут была зафиксирована самая большая популяция розовых пеликанов.

Известен Кинбурнский полуостров и тем, что тут удалось сохранить одно из самых больших мест произрастания диких орхидей. Теперь все это может быть уничтожено войной.

Кинбурнская коса
Кинбурнская коса

Ситуация, которая разворачивается в Украине, уже рассматривается как пример экоцида. Возможно, некоторых последствий можно было бы избежать, проводя более устойчивую консервацию природных территорий. Например, отказавшись от высадки сосны и сохранив естественные для этих мест степные угодья, которые могли бы быстрее восстановиться.

Однако это не уменьшает основную причину и источник экоцида – военное вторжение, которое практически парализовало всю природоохранную деятельность в стране. Сохранить то, что ещё можно сохранить – миссия работников ООПТ, которые, несмотря на преследования, остаются на оккупированных территориях.

Если у вас есть возможность - поддержите их через Украинскую природоохранную группу.

 

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость